УДК 316
ЧЕТВЕРТАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
№30,
Социологические науки
Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)
Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ; ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО; ИНТЕРНЕТ; СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; INFORMATION REVOLUTION; DIGITAL SOCIETY; INTERNET; SOCIAL CHANGE; DIGITALIZATION.
Annotation: It describes some aspects of the Internet’s influence on society that have not been observed in the past millennia; from which it was concluded that the Internet is the basis of the fourth information revolution, which began in 1989 and continues to this day.
Цитата из описания информационных революций в Большой Российской Энциклопедии (БРЭ)
«В истории развития цивилизации выделяют неск. И. р. Первая связана с изобретением письменности, благодаря чему появилась возможность передачи знаний между людьми без непосредственного общения. Вторая (16–17 вв.) вызвана изобретением книгопечатания и реформами школьной системы, сделавшими возможным массовое образование и популяризацию знаний и сыгравшими важную роль в становлении индустриального общества. Третья И. р. (кон. 19 – нач. 20 вв.) началась с появления телеграфа, телефона, радио, позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния, и вступила в новую фазу с изобретением телевидения, и компьютеров (1930-1940-е гг.), а затем (кон. 1970-х гг.) – с широким распространением информационных технологий» [2].
Недостатки определения третьей информационной революции
В трактовке третьей информационной революции по БРЭ смешиваются телефон, телеграф, радио, телевидение и Интернет.
Телефон, телеграф и радио подобны друг другу, так как в основе этих трех технологий лежит техническая реализация принципа общения на расстоянии. До изобретения этих технологий люди вынуждены были общаться только лично.
Телевидение, радио и газета (которая была изобретена в середине 19 века) подобны друг другу, так как в основе этих трех технологий лежит донесение однотипной информации до больших масс населения. До газет, радио и телевидения с этой ролью неплохо справлялись глашатаи.
Как и радио, Интернет объединяет личное общение и донесение информации до значительных масс людей; но, в отличие от радиосвязи, возможности Интернета позволяют редактировать информацию, переводить ее на другие языки, передавать текст, звук, рисунки и видео с очень большой скоростью (для обычных целей – от доли секунды и до нескольких минут) без потери качества на тысячекилометровые расстояния.
Как Интернет изменил общество
Действие Интернета на человеческое общество является сильным, затрагивающим фундаментальные основы человечества, сформировавшиеся веками и тысячелетиями.
- Рост уровня общения.
В эпоху Интернета контактов между людьми стало больше, гораздо больше, чем было во время предыдущих тысячелетий: если раньше крестьяне или охотники могли контактировать за всю свою жизнь лишь с одной-двумя сотнями людей, то сейчас такое количество контактов можно осуществить в течение одного неполного дня, проведенного онлайн.
- Рост уровня наполнения контактов информацией.
Интернет увеличил наполнение контактов информацией – тысячелетия назад основой для общения были слова, рисунки и предметы, позже к этому набору добавились печатные тексты, а в эпоху Интернета к этому комплекту прибавилась возможность поделиться фотографиями и видеороликами.
- Простота получения известности.
В эпоху Интернета стать более-менее известным можно гораздо легче, чем в течение предыдущих тысячелетий: колоссальное количество контактов позволяет даже немного выделившимся человеком получить свою долю славы и известности, которая раньше была бы отнята у него более значительными фигурами.
- Огромная скорость доступа к невероятно большому массиву информации из практически любой точки мира.
До изобретения книгопечатания такое было в принципе невозможно. После создания гигантских книжных библиотек поиск данных стал проще, но все же занимал часы, дни, а то и месяцы. Теперь же, в эпоху Интернета, поисковые системы и сервисы позволяют искать разнообразную информацию в Интернете, получая почти мгновенный ответ на фактически любой свой запрос. Мало того, если раньше идущему человеку для получения информации следовало самому куда-то физически переместиться (например, пойти к учителю или в библиотеку), то сейчас это можно сделать не выходя из дома. Но и это еще не все – распространение мобильного Интернета позволяет искать ответы на свои вопросы в любой точке мира, где есть сигнал сети (в дороге, в лесу, в море и так далее).
- Легкий доступ к информации на любом языке.
Раньше, тысячелетиями, языковой и пространственный барьер достаточно надежно разделял людей – в эпоху Интернета можно легко зайти на иностранный сайт и с помощью онлайн переводчика ознакомиться с информацией оттуда.
- Близость источников информации к ее потребителям.
Как сообщить источнику информации о своем отношении к полученной информации? Тысячелетиями, до всеобщей грамотности, это можно было сделать только лично, а такое осуществить чрезвычайно трудно. С увеличением уровня грамотности среди населения донести свое мнение оказалось возможным с помощью письма. Сейчас, в эпоху Интернета, выразить свое отношение можно с помощью комментариев, электронных писем и других средств.
- Падение интереса к среднему школьному образованию.
Тысячелетиями обучение происходило в устной форме, а также путем личного примера. Первая информационная революция к этому набору добавила текстовую информацию, которой было мало и которая носила ограниченный характер. Вторая информационная революция привела к образованию школы, где ученики получали знания, преимущественно, из книг. Обучение в школе открывало перед грамотным молодым человеком хорошие карьерные перспективы. С течением времени объем школьных знаний постоянно рос, став излишне большим в конце ХХ века, так как для последующего получения специальности многое из того, что преподается в школе, оказывается не нужным. Интернет явился мощной альтернативной необходимым школьным знаниям, позволяя получать их легко и быстро, в результате чего школа фактически стала местом для социализации, а не для получения знаний. При этом информация, получаемая студентами профессиональных школ и университетов, обучающихся специальностям, является, в их глазах, важной, поэтому такие учебные заведения и сейчас остаются местами для получения знаний и навыков для последующей работы.
- Распространение сидячего образа жизни.
С проникновением информационных технологий во все аспекты жизни человечества возникла потребность в разработке, поддержке и использовании огромного количества всевозможных программ, что привело к увеличению времени, проводимому людьми сидя или лежа. На протяжении своей истории так много времени в сидячем или лежащем положении человек никогда раньше не проводил.
- Другие аспекты влияния Интернета на жизнь людей.
Интернет еще не завершил свое развитие, поэтому в нем появляются все новые и новые аспекты, которые потенциально могут значительно изменить жизнь людей, в частности: у населения появился легкий доступ к эротике и порнографии; возникли криптовалюты, системы распознавания лиц (и возможность построить цифровой концлагерь на их основе), дистанционное обучение; расширились возможности по применению мобильных технологий в военном деле (например, появились дистанционно управляемые сухопутные и воздушные боевые машины) и так далее.
Интернет уже значительно повлиял и продолжает влиять и дальше на отношения, устоявшиеся в человеческом обществе в течение столетий и тысячелетий, поэтому эпоху массового распространения Интернета следует выделить в отдельную, четвертую информационную революцию.
Дата начала четвертой информационной революции
Возможность компьютеров объединяться в единую сеть – это всего лишь одно из свойств компьютерных систем, на основе которого можно построить нечто качественно иное, а вот Интернет – это не локальная компьютерная сеть, а совсем другое.
Основа четвертой информационной революции – это именно Интернет, причем Интернет массовый, глобальный, дешевый, насыщенный всевозможной информацией и разнообразными сервисами, который сейчас развивается бурными темпами, становясь все более мобильным, разнообразным и совершенным.
Датой начала четвертой информационной революции является период создания Интернета.
Год, которым можно было бы объявить годом создания Интернета, выявить трудно, так как создание Интернета – это процесс, растянувшийся на десятилетия [1]:
- 1962 год – идея построения информационной сети.
- 1967 год – план построения APRANET.
- 1969 год – реализация APRANET.
- 1971 год – изобретение электронной почты.
- 1972 год – реализация электронной почты.
- 1973 год — разработано семейство протоколов TCP/IP.
- 1983 год – стандартизация протоколов TCP/IP.
- 1989 год – реализация проекта Всемирной паутины.
Таким образом, Интернет был создан в течение тридцати лет – в период времени с начала 1960-х годов и до конца 1980-х годов, а точнее – с 1962 по 1989 год; а значит, четвертая информационная революция началась с 1989 года. Промежуток времени с 1962 по 1989 год следует признать переходным периодом между третьей и четвертой информационными революциями.
Длительность четвертой информационной революции
Нет сомнений, что Интернет развивается и сейчас, обрастая все новыми и новыми услугами, сервисами и возможностями, поэтому в настоящее время четвертая информационная революции еще не завершилась, продолжаясь и дальше.
Выводы:
- Интернет является основой и движущей силой четвертой информационной революции.
- Процесс создания Интернета с 1962 по 1989 год является переходным периодом времени между третьей и четвертой информационными революциями.
- Четвертая информационная революция началась в 1989 году.
- Четвертая информационная революция продолжается в настоящее время.
Список литературы
- Ильин В. Д., Харабет К. В. Интернет. Большая российская энциклопедия. Том 11. М., 2008. С. 451.
- Кулямин В. В. Информационная революция. Большая российская энциклопедия. Том 11. М., 2008. С. 487.