УДК 316

ЧЕТВЕРТАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

№30,

Социологические науки

Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ; ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО; ИНТЕРНЕТ; СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; INFORMATION REVOLUTION; DIGITAL SOCIETY; INTERNET; SOCIAL CHANGE; DIGITALIZATION.


Аннотация: Описаны некоторые аспекты влияния Интернета на общество, которых не наблюдалось в течение прошлых тысячелетий; из чего сделан вывод, что Интернет является основой четвертой информационной революции, которая началась с 1989 года и продолжается до сих пор. .

Annotation: It describes some aspects of the Internet’s influence on society that have not been observed in the past millennia; from which it was concluded that the Internet is the basis of the fourth information revolution, which began in 1989 and continues to this day.


Цитата из описания информационных революций в Большой Российской Энциклопедии (БРЭ)

«В истории развития цивилизации выделяют неск. И. р. Первая связана с изобретением письменности, благодаря чему появилась возможность передачи знаний между людьми без непосредственного общения. Вторая (16–17 вв.) вызвана изобретением книгопечатания и реформами школьной системы, сделавшими возможным массовое образование и популяризацию знаний и сыгравшими важную роль в становлении индустриального общества. Третья И. р. (кон. 19 – нач. 20 вв.) началась с появления телеграфа, телефона, радио, позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния, и вступила в новую фазу с изобретением телевидения, и компьютеров (1930-1940-е гг.), а затем (кон. 1970-х гг.) – с широким распространением информационных технологий» [2].

Недостатки определения третьей информационной революции

В трактовке третьей информационной революции по БРЭ смешиваются телефон, телеграф, радио, телевидение и Интернет.

Телефон, телеграф и радио подобны друг другу, так как в основе этих трех технологий лежит техническая реализация принципа общения на расстоянии. До изобретения этих технологий люди вынуждены были общаться только лично.

Телевидение, радио и газета (которая была изобретена в середине 19 века) подобны друг другу, так как в основе этих трех технологий лежит донесение однотипной информации до больших масс населения. До газет, радио и телевидения с этой ролью неплохо справлялись глашатаи.

Как и радио, Интернет объединяет личное общение и донесение информации до значительных масс людей; но, в отличие от радиосвязи, возможности Интернета позволяют редактировать информацию, переводить ее на другие языки, передавать текст, звук, рисунки и видео с очень большой скоростью (для обычных целей – от доли секунды и до нескольких минут) без потери качества на тысячекилометровые расстояния.

Как Интернет изменил общество

Действие Интернета на человеческое общество является сильным, затрагивающим фундаментальные основы человечества, сформировавшиеся веками и тысячелетиями.

  1. Рост уровня общения.

В эпоху Интернета контактов между людьми стало больше, гораздо больше, чем было во время предыдущих тысячелетий: если раньше крестьяне или охотники могли контактировать за всю свою жизнь лишь с одной-двумя сотнями людей, то сейчас такое количество контактов можно осуществить в течение одного неполного дня, проведенного онлайн.

  1. Рост уровня наполнения контактов информацией.

Интернет увеличил наполнение контактов информацией – тысячелетия назад основой для общения были слова, рисунки и предметы, позже к этому набору добавились печатные тексты, а в эпоху Интернета к этому комплекту прибавилась возможность поделиться фотографиями и видеороликами.

  1. Простота получения известности.

В эпоху Интернета стать более-менее известным можно гораздо легче, чем в течение предыдущих тысячелетий: колоссальное количество контактов позволяет даже немного выделившимся человеком получить свою долю славы и известности, которая раньше была бы отнята у него более значительными фигурами.

  1. Огромная скорость доступа к невероятно большому массиву информации из практически любой точки мира.

До изобретения книгопечатания такое было в принципе невозможно. После создания гигантских книжных библиотек поиск данных стал проще, но все же занимал часы, дни, а то и месяцы. Теперь же, в эпоху Интернета, поисковые системы и сервисы позволяют искать разнообразную информацию в Интернете, получая почти мгновенный ответ на фактически любой свой запрос. Мало того, если раньше идущему человеку для получения информации следовало самому куда-то физически переместиться (например, пойти к учителю или в библиотеку), то сейчас это можно сделать не выходя из дома. Но и это еще не все – распространение мобильного Интернета позволяет искать ответы на свои вопросы в любой точке мира, где есть сигнал сети (в дороге, в лесу, в море и так далее).

  1. Легкий доступ к информации на любом языке.

Раньше, тысячелетиями, языковой и пространственный барьер достаточно надежно разделял людей – в эпоху Интернета можно легко зайти на иностранный сайт и с помощью онлайн переводчика ознакомиться с информацией оттуда.

  1. Близость источников информации к ее потребителям.

Как сообщить источнику информации о своем отношении к полученной информации? Тысячелетиями, до всеобщей грамотности, это можно было сделать только лично, а такое осуществить чрезвычайно трудно. С увеличением уровня грамотности среди населения донести свое мнение оказалось возможным с помощью письма. Сейчас, в эпоху Интернета, выразить свое отношение можно с помощью комментариев, электронных писем и других средств.

  1. Падение интереса к среднему школьному образованию.

Тысячелетиями обучение происходило в устной форме, а также путем личного примера. Первая информационная революция к этому набору добавила текстовую информацию, которой было мало и которая носила ограниченный характер. Вторая информационная революция привела к образованию школы, где ученики получали знания, преимущественно, из книг. Обучение в школе открывало перед грамотным молодым человеком хорошие карьерные перспективы. С течением времени объем школьных знаний постоянно рос, став излишне большим в конце ХХ века, так как для последующего получения специальности многое из того, что преподается в школе, оказывается не нужным. Интернет явился мощной альтернативной необходимым школьным знаниям, позволяя получать их легко и быстро, в результате чего школа фактически стала местом для социализации, а не для получения знаний. При этом информация, получаемая студентами профессиональных школ и университетов, обучающихся специальностям, является, в их глазах, важной, поэтому такие учебные заведения и сейчас остаются местами для получения знаний и навыков для последующей работы.

  1. Распространение сидячего образа жизни.

С проникновением информационных технологий во все аспекты жизни человечества возникла потребность в разработке, поддержке и использовании огромного количества всевозможных программ, что привело к увеличению времени, проводимому людьми сидя или лежа. На протяжении своей истории так много времени в сидячем или лежащем положении человек никогда раньше не проводил.

  1. Другие аспекты влияния Интернета на жизнь людей.

Интернет еще не завершил свое развитие, поэтому в нем появляются все новые и новые аспекты, которые потенциально могут значительно изменить жизнь людей, в частности: у населения появился легкий доступ к эротике и порнографии; возникли криптовалюты, системы распознавания лиц (и возможность построить цифровой концлагерь на их основе), дистанционное обучение; расширились возможности по применению мобильных технологий в военном деле (например, появились дистанционно управляемые сухопутные и воздушные боевые машины) и так далее.

Интернет уже значительно повлиял и продолжает влиять и дальше на отношения, устоявшиеся в человеческом обществе в течение столетий и тысячелетий, поэтому эпоху массового распространения Интернета следует выделить в отдельную, четвертую информационную революцию.

Дата начала четвертой информационной революции

Возможность компьютеров объединяться в единую сеть – это всего лишь одно из свойств компьютерных систем, на основе которого можно построить нечто качественно иное, а вот Интернет – это не локальная компьютерная сеть, а совсем другое.

Основа четвертой информационной революции – это именно Интернет, причем Интернет массовый, глобальный, дешевый, насыщенный всевозможной информацией и разнообразными сервисами, который сейчас развивается бурными темпами, становясь все более мобильным, разнообразным и совершенным.

Датой начала четвертой информационной революции является период создания Интернета.

Год, которым можно было бы объявить годом создания Интернета, выявить трудно, так как создание Интернета – это процесс, растянувшийся на десятилетия [1]:

  1. 1962 год – идея построения информационной сети.
  2. 1967 год – план построения APRANET.
  3. 1969 год – реализация APRANET.
  4. 1971 год – изобретение электронной почты.
  5. 1972 год – реализация электронной почты.
  6. 1973 год — разработано семейство протоколов TCP/IP.
  7. 1983 год – стандартизация протоколов TCP/IP.
  8. 1989 год – реализация проекта Всемирной паутины.

Таким образом, Интернет был создан в течение тридцати лет – в период времени с начала 1960-х годов и до конца 1980-х годов, а точнее – с 1962 по 1989 год; а значит, четвертая информационная революция началась с 1989 года. Промежуток времени с 1962 по 1989 год следует признать переходным периодом между третьей и четвертой информационными революциями.

Длительность четвертой информационной революции

Нет сомнений, что Интернет развивается и сейчас, обрастая все новыми и новыми услугами, сервисами и возможностями, поэтому в настоящее время четвертая информационная революции еще не завершилась, продолжаясь и дальше.

Выводы:

  1. Интернет является основой и движущей силой четвертой информационной революции.
  2. Процесс создания Интернета с 1962 по 1989 год является переходным периодом времени между третьей и четвертой информационными революциями.
  3. Четвертая информационная революция началась в 1989 году.
  4. Четвертая информационная революция продолжается в настоящее время.

Список литературы

  1. Ильин В. Д., Харабет К. В. Интернет. Большая российская энциклопедия. Том 11. М., 2008. С. 451.
  2. Кулямин В. В. Информационная революция. Большая российская энциклопедия. Том 11. М., 2008. С. 487.