УДК 37
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№30,
Педагогические науки
Уздовских Диана Михайловна
Ключевые слова: ФОЛЬКЛОР; СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; FOLKLORE; VERBAL CREATIVITY; PRESCHOOL AGE.
Словесное творчество – является одним из видов детского творчества, позволяющий ребенку показать уровень своей речевой деятельности, а так же способность творчески и уместно использовать язык в разных жизненных ситуациях.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении сказок, рассказов и описаний; в сочинении стихотворений, загадок и небылиц; в создании новых несуществующих слов.
Фольклор является одним из важнейших условий развития словесного творчества дошкольников. Возможность использования фольклора для развития творческой активности дошкольников обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Такие произведения хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Развитие словесного творчества — сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием других психических процессов. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций [1].
На базе МБДОУ Детский сад №30 «Улыбка» Елабужского муниципального района Республики Татарстан было проведено опытно – экспериментальное исследование по развитию словесного творчества дошкольников посредством фольклора.
Для проведения эксперимента были выбраны четыре методики В. П. Глухова, которые направлены на выявление уровня сформированности навыков рассказывания у старших дошкольников:
1. Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
2. Рассказ по серии картин «Любопытный мышонок»
3. Рассказ из личного опыта «Мои любимые игрушки»
4. Рассказ на тему и продолжение по данному началу.
Каждая методика оценивалась по 4-х бальной системе, после чего баллы складывались и выявлялся уровень развития словесного творчества, где: 13-16б — высокий уровень, 9-12б — средний уровень, 5-8б — ниже среднего, 0-4б — низкий уровень.
На констатирующем этапе дети экспериментальной группы показали следующие результаты: детей с низким уровнем развития словесного творчества – 10%, на уровне ниже среднего оказалось 40% детей, на среднем уровне – 50%, детей с высоким уровнем нет. В контрольной группе дети показали следующие результаты: детей с низким уровнем развития словесного творчества так же – 10%, на уровне ниже среднего – 60% детей, на среднем уровне – 30%.
Дети со средним уровнем и уровнем ниже среднего частично способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу. Дети недостаточно отражают в речи причинно-следственные отношения между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Отмечаются нарушения согласования, пропуски или замены сложных предлогов, затруднение в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, естественно, все эти нарушения отражаются в связной речи дошкольников. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, они в основном состоят из простых предложений.
На формирующем этапе нами была разработана технология развития словесного творчества посредством фольклора. Условно она разделена на 3 этапа.
1 этап. Чтение различных детских сказок, их анализ и выделение основных частей.
2 этап. Знакомство детей с приемами ТРИЗ, методом мозгового штурма, методом проб и ошибок, выявлением противоречий.
3 этап. Сочинение сказок в разных видах деятельности, конкурс на лучшую сказку, создание книги – сказки.
После реализации комплекса литературных произведений, направленных на развитие словесного творчества, была проведена повторная диагностика детей дошкольного возраста.
Результаты контрольной диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показали следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень развития словесного творчества достиг 10%, то есть на 10% больше, чем в контрольной группе. Средний уровень в экспериментальной группе составил 80%, что на 30% больше, чем в контрольной группе. Уровень ниже среднего у экспериментальной группы составляет 10%, что на 35% меньше, чем у контрольной группы.
Анализируя сравнительные данные диагностики уровня развития словесного творчества детей дошкольного возраста экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод о том, что к концу эксперимента детей с высоким уровнем стало больше на 10%, детей со средним уровнем стало больше на 30%, уровень ниже среднего уменьшился на 30%, детей с низким уровнем не было выявлено совсем, т.к. дети с него перешли на средний уровень, а со среднего на высокий.
В результате проведенного нами эксперимента у детей экспериментальной группы улучшилась грамматика и связная речь, увеличился словарный запас, рассказы стали более наполненными и разнообразными.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует об эффективности фольклора на развитие словесного творчества детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Алексеева, М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников — М.: изд. центр «Академия», 2010. — 158с.
- Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию //Дошкольное воспитание 2011, № 4, с 4-8.
- Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию — М.: Просвещение,- 2010.-398с.
- Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка — М., 2011. — 130 с.
- Николаева С.А. Устное народное творчество. / Детская литература, М., 2010. — 150 с.
- Пропп В. Поэтика фольклора — М., 2008 — 175с.