УДК 37
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
№30,
Педагогические науки
Цыгикало Олеся Александровна
Ключевые слова: ТВОРЧЕСТВО; СПОСОБНОСТИ; ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; CREATIVITY; ABILITIES; CREATIVE ABILITIES; JUNIOR SCHOOL STUDENT.
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно указывает на то, что искусство обладает огромным потанциалам по развитию творческих способностей детей.
Многие ученые изучали эту область, но так и не нашли четкого определения, что же считать творческими способностями. Анализ проблемы формирования творческих способностей младших школьников во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В современной науке существует различные точки зрения на то, что следует понимать под творчеством.
А. А. Бодалева считает, основной причиной, благодаря которой сохраняется интерес к проблеме способностей личности, это ее практическая значимость. «Человечество хотело знать закономерности и механизмы формирования у людей психических свойств, которые представляли в его глазах ценность, поскольку помогали им добиться высоких результатов в деятельности» [1, с. 119].
В. И. Петрушин считает, что творчество имеет субъективную ценность в том случае, если «продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества…». Далее он пишет: «Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества» [2, с. 70].
Все это указывает на актуальность проблемы, которую мы поднимаем в статье. При этом, проведя анализ проведённого нами исследования мы можем говорить о том, что уровень сформированности творческих способностей детей младшего школьного возраста является невысоким. Базой исследования послужила МБОУ «Сапоговская СОШ» аал Сапогов, Усть-Абаканский район. В исследовании приняли участие обучающиеся третьих классов. В количестве 24 человек. Главной целью исследования стало выявление уровня сформированности творческих способностей у младших школьников. В ходе исследования мы использовали следующий диагностический материал: методика «Дорисовывания фигур» по О. М. Дьяченко, диагностика творческого мышления по Е. Туник субтест «Спрятанная фигура», методика «Анкета изобретателя» по Л. Ю. Субботиной.
С результатами по выявлению уровня сформированности творческого мышления у младших школьников, можно ознакомиться в таблице 1.
Таблица 1 – Уровни сформированности творческого мышления у младших школьников по методике Е. Туник субтест «Спрятанная фигура»
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Колличество |
% |
Колличество |
% |
|
Высокий |
2 |
20 |
2 |
20 |
Средний |
3 |
40 |
1 |
10 |
Низкий |
7 |
50 |
9 |
70 |
С результатами исследования уровня сформированности мотивационно-потребностного критерия творческих способностей у младших школьников, можно ознакомиться в таблице 2.
Таблица 2 – Уровни сформированности мотивационно-потребностного критерия творческих способностей у младших школьников по методике «Анкета Изобритателя» Л. Ю. Субботина
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Колличество |
% |
Колличество |
%
|
|
Высокий |
2 |
20 |
1 |
10 |
Средний |
3 |
30 |
2 |
20 |
Низкий |
7 |
70 |
9 |
90 |
С результатами исследования уровня сформированности деятельностного критерия творческих способностей у младших школьников, можно ознакомиться в таблице 3.
Таблица 3 – Уровни сформированности деятельностного критерия творческих способностей у младших школьников по методике «Дорисовывания фигур» О. М. Дьяченко.
Уровни |
Экспериментальная |
Контрольная |
||
Колличество |
% |
Колличество |
% |
|
Высокий |
1 |
10 |
3 |
30 |
Средни |
2 |
20 |
1 |
10 |
Низкий |
9 |
90 |
8 |
80 |
По данным, которые отображены в таблице 1, 2 и 3, мы можем сделать вывод о том, что уровень сформированности творческих способностей у третьеклассников приимущественно находится на низком и среднем уровнях, следовательно данная проблема является актуальной.
Современный урок изобразительного искусства реализуется по таким программам: Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. Все УМК предоставляют возможности для творческих способностей. Но наиболее направлена на творческое развитие младшего школьника программа Б. М. Неменского. Ее целями являются:
- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
- Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- Воспитательные, обучающие и развивающие цели. Главной целью занятий по данной программе является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них увлеченности, интереса и любви к изобразительному искусству, развитие у них художественно — творческих способностей, художественного вкуса, способности к эстетическому восприятию окружающей действительности и искусства, образного мышления, воображения, фантазии и наблюдательности. В учебной программе учитываются возрастные особенности детей, это позволяет развивать познавательную и творческую активность.
В младшем школьном возрасте более эффективной сферой развития творческих способностей является урок изобразительного искусства, художественная деятельность. Младшие школьники испытывают потребность творить, создавать новое, открывать мир вокруг себя и от собственной творческой деятельности испытывают удовольствие. Они играют и разговаривают с созданными ими персонажами, с удовольствием включаются в новые для них виды деятельности, с гордостью выставляют свои собственные работы, пробуют собственные силы в разнообразных техниках.
Таким образом, одним из важных условий успешного развития творческих способностей является разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках. Формирование потребности познавать окружающий мир является целью изобразительного искусства как средства развития творческих способностей.
Список литературы
- Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1984. – № 1
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. / В.И. Петрушин. – М., 2006.
- https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a402eb57966e104c6a3e59e.pdf