УДК 37

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ

№30,

Педагогические науки

Канаева Анастасия Сергеевна


Научный руководитель: Мерзон Е.Е., к.п.н., доцент.


Ключевые слова: МУЛЬТФИЛЬМ; МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ; ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; CARTOON; ANIMATION; COGNITIVE DEVELOPMENT; PRESCHOOL CHILDREN; PRESCHOOL EDUCATION.


Аннотация: В статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста посредством современных мультфильмов. На основе полученных результатов делается вывод о том, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста становится более эффективным, если в качестве его средства использовать современные мультфильмы.

В современных условиях развития дошкольного образования исследованию и использованию возможностей мультипликационного искусства как средства обучения и воспитания детей в дошкольной педагогике все еще не уделяется достаточного внимания, а большая часть педагогов не владеет опытом работы с анимационным фильмами.

Вместе с тем, использование современных мультфильмов как средства познавательного развития дошкольников основано на положениях и принципах научных исследований, в соответствии с которыми познавательное развитие может быть охарактеризовано как совокупность качественных и количественных изменений мыслительных процессов ребенка, зависящих от его возраста и особенностей окружающей среды, в которой происходит становление его личности, а также специально организованных образовательных и педагогических воздействий и собственного опыта ребенка в осуществлении познавательной деятельности. Соответственно, при просмотре мультфильмов в поведении детей дошкольного возраста активируются психологические механизмы, стимулирующие познавательное развитие ребенка [1, с. 84]:. Кроме того использование мультфильмов в познавательном развитии детей помогает донести до них информацию в более сжатом и концентрированном, профессионально обработанном виде, помогает раскрыть сущность невидимых человеческому глазу явлений и процессов [4, с. 162]. Это позволяет нам предположить, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста будет более эффективным, если в качестве его средства использовать современные мультфильмы.

Для проверки данной гипотезы мы провели опытно-экспериментальную работу, в которой участвовали 50 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) из двух групп по 25 детей в каждой – экспериментальной и контрольной.

Для определения уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали наблюдение и беседы с дошкольниками. Для анализа результатов работы нами были использованы две диагностические методики. Методика «Оценка индивидуального познавательного развития детей в рамках педагогической диагностики» (И.В. Сарсазова) [3] проводится по ходу различных дидактических игр, отобранных в соответствии с содержанием образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС.

При проведении методики мы использовали дидактические игры, организуемые с детьми индивидуально или в небольших группах, фиксировали деятельность дошкольников, отмечали, на каком уровне у каждого ребенка проявляются побуждения, знания, умения и навыки в процессе познавательной деятельности.

Вторая методика – «Наблюдение за проявлениями учебно-познавательной активности» (Н.А. Осина) [2] состояла в том, что во время образовательной деятельности проводится наблюдение за детьми, их реакциями на вопросы, за ответами и т.д. Все это фиксируется. Основным показателем диагностики становятся проявления внешней активности у детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе обнаружилось, что высокий уровень познавательного развития имеют 16% дошкольников в экспериментальной и в контрольной группе, средний – 64% в экспериментальной и 68% в контрольной; низкий – 20% в экспериментальной и 16% в контрольной. Для большинства дошкольников характерны неустойчивые познавательные побуждения, которые проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, в результате чего ребенок переключается на другие виды деятельности. При этом, многие дети имеют достаточно четкие знания, а при выполнении познавательной деятельности нуждаются в небольшой помощи взрослого. В ходе учебно-познавательных занятий для большинства дошкольников характера односторонняя активность. Они с удовольствием отвечают на вопросы педагога, когда воспитатель их задает, но при этом не проявляют собственную инициативу, чтобы ответить на них или спросить что-то самому.

На формирующем этапе мы провели работу по использованию современных мультфильмов в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Работа проводилась только в экспериментальной группе.

Для достижения цели формирующего этапа мы должны были создать условия для развития познавательной активности детей в процессе работы с мультфильмами, для формирования их познавательных интересов. С учетом того, что современные дети неизбежно смотрят мультфильмы дома, мы приняли решение ограничивать их просмотр в детском саду 10-12 минутами (в зависимости от конкретного мультфильма), не включать более одного мультфильма и уделять больше внимания вспомогательным методам и приемам на основе просмотренного.

При выборе содержания занятий мы старались использовать материал, вызывающий у детей эмоциональную реакцию, с элементом новизны, удивления. В результате при просмотре мультфильмов дети проявляли высокий интерес, увлекались сюжетной линией. Познавательный материал, представленный на экране знакомыми персонажами, хорошо запоминался дошкольниками и вызывал эмоциональную реакцию.

В результате в группе мы составили картотеку, куда вошли материалы следующих анимационных сборников: «Смешарики. Азбука безопасности»; «Смешарики. Азбука здоровья»; «Смешарики. Пин-код»; «Фиксики»; «Лунтик» (4, 5, 6 и 7 сезоны); «Даша-следопыт»; «Смешарики. Мир без насилия»; «Советы тетушки Совы».

Мы старались предоставить детям возможность самостоятельно осуществлять познание окружающей действительности на основе просмотренных мультфильмов. Для развития познавательной активности мы также проводили с детьми познавательные, дидактические, развивающие игры, говорили, что в эти игры играют персонажи их любимых мультфильмов. Читали дошкольникам книги, проводили беседы, предлагали детям различный демонстрационный материал познавательного содержания. На прогулках мы также проводили серии опытов, учили дошкольников устанавливать связи между условиями и результатами деятельности, связывать увиденное в мультипликации с реальной жизнью.

В своей работе мы использовали также различные формы сотрудничества с родителями, вовлекая их в процессе обучения и развития ребенка. Мы проводили консультации, оформили уголок для родителей, провели родительское собрание на тему «Развивающее значение современных мультфильмов».

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что, если в контрольной группе результаты не изменились, то в экспериментальной довольно существенно повысилось число детей с высоким и средним уровнем познавательного развития и уменьшилось количество дошкольников с низким уровнем. Высокий уровень познавательного развития имеют 24% дошкольников в экспериментальной группе (на 8% больше) и 16% в контрольной; средний – 68% в экспериментальной (на 4% больше) и 68% в контрольной; низкий – 8% в экспериментальной группе (на 12% меньше) и 16% в контрольной.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что опытно-экспериментальная работа имела высокую эффективность, а процесс познавательного развития детей дошкольного возраста действительно стал более эффективным, когда в качестве его средства использовались современные мультфильмы.


Список литературы

  1. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов // Начальная школа плюс до и после. – 2020. – № 8. – С. 82 – 87.
  2. Осина Н.А. Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/diagnostika_poznavatelnogo_razvitiya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta/. – Дата обращения: 05.01.2021.
  3. Сарсазова И.В. Методика «Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики». – [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/pedagogicheskaya-diagnostika-po-programme-ot-rozhdeniya-do-shkoli-pod-red-neveraksa-tskomarovoy-mavasilevoysrednyaya-gruppa-2174069.html. – Дата обращения: 05.01.2021.
  4. Чернова К.А. Современные мультфильмы как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста // Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования. – 2020. – С. 162 – 16.