УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

№30,

Юридические науки

Ананьина Ярослава Александровна


Ключевые слова: МИГРАЦИЯ; ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; ВЫДВОРЕНИЕ; ДЕПОРТАЦИЯ; MIGRATION; STATELESS PERSON; EXPULSION; DEPORTATION.


Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, а именно изучению правового статуса лиц без гражданства, освободившихся из мест лишения свободы. Предметом исследования является анализ нормативно-правовой базы, регулирующей правовое положение лиц без гражданства в Российской Федерации. Цель исследования заключается в выявлении общих закономерностей и исключительных особенностей развития данного института в отечественном праве, обобщение и анализ теоретического и практического опыта в вопросах регулирования содержания правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации. Целью научной работы явился анализ правового статуса лица без гражданства в Российской Федерации, его характерных особенностей.

Миграционный вопрос занял одно из первых мест в концепции общественной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Отмечено, что незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, способствует возникновению угроз общественной безопасности. Незаконное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан зачастую ухудшает социальную обстановку в местах их пребывания, создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма [1, пункт 17].

Указанные утверждения в равной мере относятся как к иностранным гражданам, так и к лицам без гражданства, по мнению Н.В. Валюшко «иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются практически те же права и свободы, что и гражданам страны пребывания, также на них возлагаются практически те же обязанности, что и на граждан страны пребывания».

Лицами без гражданства («апатридами») признаются лица, не обладающие гражданством Российской Федерации, и одновременно не имеющие подтверждения наличия гражданства какой либо страны. Их правовое положение во многом схоже со статусом иностранных граждан и определяется такими правовыми актами, как Конституция РФ, Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.), Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.).

Россия, как большинство развитых стран, придерживается принципа сокращения безгражданства, о чем свидетельствуют законодательные изменения последних лет, направленные на поощрение приобретения гражданства апатридами, принимаются меры для упрощения нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, упрощаются процедуры получения разрешительных документов, расширяются основания для легализации. Так, даже при отсутствии документов, удостоверяющих личность, уполномоченные органы обязаны провести процедуру установления личности лица без гражданства. Установлены случаи, когда апатрид имеет право на приоритетное получение вида на жительство и т.д.

В то же время, развитие законодательной базы в сфере миграции осуществляется стремительными темпами, порой без необходимой проработки и проведения соответствующих научных исследований. Точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приводят к качественному улучшению состояния в миграционной сфере, формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка.

Как уже было сказано, в отношении лиц без гражданства применяется режим, действующий для иностранных граждан, а значит, они также могут быть признаны незаконно находящимися на территории Российской Федерации и подвергнуты принудительному удалению за пределы России. И если такие процедуры в отношении иностранных граждан реализовать не представляет труда, то в отношении лиц без гражданства это достаточно проблематично, в виде отсутствия «родного» государства, готового принять их.

На общих основаниях лица без гражданства несут и административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. Если лицо без гражданства нарушит правила въезда, режим пребывания, например, уклоняясь от постановки на миграционный учет, то для него, как и для иностранных граждан наступит ответственность по ст. 18.8 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

В отношении апатридов могут быть применены также депортация и реадмиссия, а пребывание их в стране может быть признано нежелательным.

Так, вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Закон № 114-ФЗ), в соответствии с пунктом 3 стать 27 которого, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого же Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Вопрос о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и последующей депортации особенно актуален на сегодняшний день, так как многие из освобождающихся не имеют гражданской принадлежности.

В такой ситуации и правоохранительные органы и осужденные лица без гражданства, в отношении которых в обязательном порядке принимается решение о нежелательности пребывания, становятся заложниками ситуации. С одной стороны, существует обязанность депортировать такого субъекта, а с другой, отсутствует государство, куда можно было бы апатрида выслать. Порой лица без гражданства вынуждены длительное время ждать решения своей участи в центрах содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, что является недопустимым, нарушает неотъемлемое право человека на свободу.

В настоящее время данный вопрос разрешен в Федеральном законе от 24.02.2021 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства».

Согласно указанного акта, лицо без гражданства может получить временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации. «Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии (далее — государство, готовое принять лицо без гражданства).

Направление лицом, содержащимся в специальном учреждении, заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и выдача временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такому лицу осуществляются через администрацию специального учреждения. Однако данное временное удостоверение личности лица без гражданства может быть аннулировано, а решение о департации возобновлено.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган уведомляет об этом в течение трех рабочих дней уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, вынесший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и (или) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц» [2, статья 5.2].

Кроме того, Конституционный суд указал, что незаконно находящимся в России людям нужно дать время, достаточное для «подачи необходимого заявления и принятия по нему компетентным органом соответствующего решения» [3, с. 1]. «В демократическом правовом государстве каждому, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должна быть предоставлена возможность уяснить и реально исполнить любые установленные обязанности с соблюдением предусмотренных ограничений, в том числе сроков, не подвергаясь произвольной ответственности за их нарушение» [4, с. 1],— говорится в документе. Также Конституционный суд призвал уже сейчас учитывать принятые в феврале поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан», несмотря на то, что они вступают в силу только в августе. Они предполагают, что лица без гражданства смогут получить специальное удостоверение для легального нахождения в России, если им некуда выехать» [5, с. 1].

Изучение содержания категории «правовой статус лица без гражданства» имеет особое значение для исследования правовых отношений, складывающихся между государством и лицами без гражданства, так как позволяет выявить специфику таких отношений, установить их отличия от отношений с собственными гражданами государства, а также определить различия в отношениях с участием отдельных групп иностранцев, ввиду наличия у последних специальных прав и обязанностей.
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что отдельные положения законодательства о правовом статусе лиц без гражданства носят лишь теоретический характер и не нашли применения на практике, что во многом затрудняет деятельность правоохранительных органов по пресечению и предотвращению противоправных действий, совершаемых лицами без гражданства на территории Российской Федерации. Данные обстоятельства диктуют необходимость внесения изменений в миграционное законодательство в части обжалования решений судов в случае выдворения и депортации лиц без гражданства, что позволит усовершенствовать и гармонизировать основы статуса иностранных граждан в Российской Федерации с учетом интересов государства и самих лиц без гражданства, а также защитить права индивидов вне зависимости от их связи с нашим государством.


Список литературы

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
  5. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)
  6. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.).
  7. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/19653 (дата обращения: 20.08.2020).
  8. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства» от 24.02.2021 N 22-ФЗ (последняя редакция// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377632/(дата обращения: 01.04.2021).
  9. Конституционный суд Российской Федерации. Издание Коммерсантъ №51 от 25 марта 2021[Электронный ресурс]. //http://ksrf.ru/ru/Press-srv/Smi/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=7475//(дата обращения: 01.04.2021).