УДК 004

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В ПРОГРАММЕ EXELEARNING

№30,

Педагогические науки

Тинникова Александра Гавриловна


Научный руководитель: Кузнецов М.Ф., канд. физ-мат. наук, доцент каф. ФИТ.


Ключевые слова: ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК; ПРОГРАММА EXELEARNING; ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ; ELECTRONIC TEXTBOOK; EXELEARNING PROGRAM; INTERACTIVE TASKS.


Аннотация: Данная статья посвящена актуальной теме — созданию электронного учебника в программе ExeLearning. В этой статье дается определение электронного учебника, раскрываются основные особенности и возможности программы ExeLearning, прописаны основные шаги по созданию электронного учебника, подробно прописано добавление видеоуроков с ютуба.

Многие статистические исследования показывают, что использование электронных учебников в обучении позволяет повысить познавательную активность и успеваемость обучающихся. Такие программы дают возможность каждому учащемуся активно участвовать в образовательном процессе, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. С помощью электронного учебника ученики выступают в роли активных участников образовательного процесса, поэтому на сегодняшний день является актуальным создание и использование электронных учебников.

В словаре Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина дается следующее определение электронного учебника – это «электронная версия печатного учебника, повторяющая печатный прототип, расширяя его возможности за счет гипертекстовой организации теоретической части, мультимедийных средств наглядности и встроенной обратной связи, позволяющей контролировать выполнение практических и контрольных заданий» [1].

Электронный учебник должен облегчить понимание и запоминание наиболее важных понятий, утверждений, вовлекая в процесс обучения не только зрительную, но и слуховую и эмоциональную память [4].

Exelearning – это обучающая платформа, предназначенная для студентов, преподавателей и начинающих веб-дизайнеров, не требующая знания языков разметки HTML или XML.

Программа Exelearning была первоначально разработана в 2007 году в Новой Зеландии под руководством двух университетов. В настоящее время разработка поддерживается государственными учреждениями и компаниями в Испании и других странах [2].

Данная программа для создания материалов электронных курсов является бесплатной и позволяет создавать учебные материалы, состоящие из текстов, Java-апплетов, импортировать материалы внешних веб-сайтов. В программе Exelearning есть возможность вставлять различные тестовые задания для проверки усвоения знаний.

Exelearning обладает довольно простым интерфейсом, совершенно не требовательна к ресурсам компьютера, а также имеет вариант, не требующий установки.

Кроме этого, Exelearning предоставляет широкий выбор возможностей по подготовке создаваемого контента к размещению на различных ресурсах. Наиболее часто используют экспорт в формат SCORM 1.2, экспорт в Веб-сайт, что позволяет разместить материалы на любом сайте в сети Интернет [3].

Для того чтобы создать электронный учебник, в первую очередь необходимо подобрать теоретический материал, иллюстрации, задания для закрепления и проверки изученного материала. Когда все будет готово, открываем программу Exelearning. Во вкладке Файл начинаем новый проект, вкладка «Свойства» позволяет записывать общие сведения о проекте — заголовок, автора и описание [3].

Создадим структуру нашего учебника. Для этого кликаем на главной странице (Дом) в списке, нажимаем кнопку Добавить страницу, при необходимости переименовываем разделы и добавляем необходимые уровни (см. рис.1).


Рис.1 Создание структуры учебника

Структура готова, во вкладке стилей выбираем стиль и далее наполняем страницы содержанием. В этом нам поможет инструмент Текст. Панель содержимого текста имеет достаточно большой функционал, позволяющий добавить ссылки, аудио, видео (см. рис.2).


Рис.2 Инструмент Текст

Рассмотрим более подробно, как добавить видеоуроки с youtube в электронный учебник. Выбираем инструмент Текст, нажимаем на кнопку HTML – появляется окно Редактировать исходный код, выбираем нужный видеоурок на сайте youtube.com, кликаем кнопку Поделиться, выбираем Встроить, копируем html-код и вставляем в диалоговое окно, нажимаем кнопку Обновить – и видео добавлено (см. рис.3)!


Рис.3 Инструмент Текст

Для проверки уровня усвоения знаний обучающегося в программе Exelearning предусмотрены различные варианты интерактивных заданий. Воспользуемся инструментом SCORM вопросы, который дает возможность создать тест с несколькими вариантами ответов, задать необходимый проходной балл. После выполнения теста нажимаем кнопку Отправить ответы и программа выдает процент верно выполненных заданий. Здесь также можно создать тест с подсказками и быстрой обратной связью.

Готовый учебник обычно упаковывается в SCORM и готов к использованию. Для выполнения этих действий выберите соответствующий пункт в меню и укажите название SCORM-пакета и место, где пакет будет сохранен. Для создания качественного электронного учебника необходимо использование различного мультимедийного контента.

Программа интуитивно понятна, поэтому можно легко подготовить необходимый контент и использовать как на уроках, так и для дистанционного обучения через Skype или Zoom. Один раз «упакуйте» материал, и в дальнейшем ваша работа потребует меньше подготовки, а ученики получат возможность проходить обучение в удобном для них формате.


Список литературы

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – Москва: Изд-во «ИКАР», 2009. – 448 с.
  2. https://exelearning.net/en/caracteristicas (дата обращения: 23.03.2021)
  3. https://intuit.ru/studies/courses/11860/1152/lecture/18245?page=8 (дата обращения: 25.03.2021)
  4. https://skyteach.ru/2020/12/30/voploshhaem-mechty-v-programme-exelearning (дата обращения: 11.04.2021)
  5. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 84 с.