УДК 37

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№30,

Педагогические науки

Шайдуллина Гульнара Ильнуровна


Научный руководитель: Мерзон Е.Е., к.п.н., доцент.


Ключевые слова: ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ; ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА; КОММУНИКАЦИЯ; КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; THEATER AND PLAY ACTIVITIES; THEATRICALIZATION; THEATER PLAY; COMMUNICATION; COMMUNICATION SKILLS; PRESCHOOL CHILDREN.


Аннотация: В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности использования театрально-игровой деятельности в качестве средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Результаты работы демонстрируют ее успешность и позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу.

Актуальность исследования состоит в том, что проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности соответствует потребностям современного дошкольного образования и позволяет успешно достигать целей социально-коммуникативного развития дошкольников с учетом требований ФГОС.

Действительно, потребность человека в общении не является врожденной; она формируется в течение всей жизни и используется в практической деятельности и в процессе взаимодействия с окружающим миром. Для удовлетворения этой потребности человек должен обладать хорошо развитыми коммуникативными навыками, быть способным включаться в процесс общения, оценивать текущую ситуацию, соблюдать правила и культуру общения, правильно выражать свои мысли и эмоции, делиться своими чувствами, проявлять чуткость и сострадание к окружающим его людям. Все эти коммуникативные навыки могут успешно формироваться посредством театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Теоретический анализ по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста – это процесс, который предполагает развитие всех усвоенных навыков и форм поведения дошкольника в различных коммуникативных ситуациях [2, с. 141]. Наиболее эффективно формирование коммуникативных навыков дошкольника осуществляется в игровой деятельности, разновидностью которой и является театрализованная игра.

Поэтому мы предположили, что процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если в качестве средства его осуществления использовать театрально-игровую деятельность.

Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Для проведения диагностики дети были разделены на экспериментальную и контрольную группу по 25 дошкольников в каждой.

Диагностика уровня сформированности у детей коммуникативных навыков проводилась с использованием метода наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [1]. Использование этой методики соответствует целям и задачам исследования, поскольку оно позволяет описать взаимодействие старших дошкольников в естественных условиях коммуникации.

Диагностика на констатирующем этапе показала, что высокий уровень сформированности коммуникативных навыков характерен для 16% детей в экспериментальной группе и для 20% дошкольников в контрольной; средний – для 72% в экспериментальной и 68% в контрольной; низкий – для 12% в экспериментальной и 12% в контрольной.

На формирующем этапе нами была спланирована и проведена работа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности. В ее ходе мы реализовали два направления – с детьми и с родителями.

При работе с детьми мы ориентировались как на развитие личности самого ребенка, так и на формирование у него коммуникативных навыков и налаживание общения внутри группы детей, а также на достижение раскрепощения и повышение уверенности малоактивных дошкольников, стимулирование у них инициативы в общении. Для повышения уровня коммуникативных навыков дошкольников мы разработали план занятий с входящими в их содержание театральными играми коммуникативной направленности, использующимися для развития дружбы, сотрудничества, взаимодействия с социальной средой.

Театрализованные игры и зарисовки, использованные на занятиях, способствовали тому, чтобы дети в них учились выражать свои эмоции и желания, помогать другим дошкольникам, проявлять сострадание, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать положительное и отрицательное поведение во взаимодействии с окружающими людьми, корректно отстаивать свою точку зрения. Особенно мы обращали внимание на детей, которые имеют низкий уровень коммуникативных навыков, конфликтуют, испытывают трудности во взаимодействии с ровесниками.

Кроме театрализованных игр, которые составили основу работы, нами были проведены беседы с дошкольниками; организована работа с материалами презентаций; рассматривание сюжетных картин. Для развития коммуникативных навыков в группе был создан театральный центр «Театр и дети», оборудованный различными видами кукольного театра и помогавший раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

С целью педагогического просвещения родителей по вопросам развития коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности для них мы создали уголок «Давай поиграем» с наглядной информацией, подборкой методической литературы, рекомендациями.

Анализ опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе показал, что те три группы, на которые мы изначально разделили детей в соответствии с уровнем развития у них коммуникативных навыков, в контрольной группе не изменились: дети распределились по уровням так же, как и при исходной диагностике. Зато в экспериментальной группе у многих детей уровень показателей довольно существенно повысился, что проявлялось по многим аспектам коммуникативного взаимодействия этих дошкольников со своими ровесниками.

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков выявлен уже у 28% детей в экспериментальной группе и у 20% в контрольной; средний – у 72% в экспериментальной и 68% в контрольной; низкий – у 12% дошкольников только в контрольной группе.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста, принимавшие участие в формирующем этапе работы, повысили уровень коммуникативных навыков, а дошкольники, которые в ней не участвовали, – нет. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы и может быть объяснено именно воздействием театрально-игровой деятельности, которая является средством повышения коммуникативных навыков старших дошкольников. Полученные результаты подтверждают сформулированную нами гипотезу и позволяют сделать вывод об эффективности проделанной работы.


Список литературы

  1. Корюкалова Е.А. Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/154819407.pdf. — 09.01. 2021.
  2. Новикова О.С. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей 5 – 7 лет // Альманах современной науки и образования. – 2019. — № 4. – С. 138 – 141.