АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ДОХОДОВ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

№6,

Экономические науки

Попова Дарья Александровна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ; ТАМОЖЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ; РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ; ДИНАМИКА ДОХОДОВ; СРЕДНЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД; CENTRAL OFFICE OF FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA; CUSTOMS CONTROL; MANAGEMENT TEAM; INCOME DYNAMICS; THE AVERAGE MONTHLY INCOME.


Аннотация: Статья посвящена вопросам анализа динамики уровня среднемесячных доходов руководящего состава отдельных управлений Центрального аппарата Федеральной таможенной службы России за период 2012-2015 гг. Представленные в статье данные характеризуют тенденцию существенного роста доходов руководящего состава таможенных органов за период 2012-2014 гг., после чего в 2015 году происходит их незначительный спад. Складывающуюся ситуацию можно объяснить наблюдаемой с 2014-2015 гг. в экономике России рецессией.

Актуальность проведённого в статье анализа обусловлена необходимостью поиска диспропорций в уровне денежного обеспечения руководящего состава таможенных органов в зависимости от занимаемых должностей, от места прохождения службы. Предположительно, наблюдаемая в настоящее время в экономике России рецессия, вызванная падением мировых цен на нефть и как следствие, уменьшением величины таможенных поступлений в федеральный бюджет от сырьевых секторов, отрицательным образом повлияла на динамику среднемесячных доходов руководящего состава Центрального аппарата Федеральной таможенной службы России (далее – ЦА ФТС России). Это можно выяснить лишь после исследования и расчёта средних значений величин доходов руководящего состава ЦА ФТС России без учёта доходов их супругов и детей. Представленная в статье выборка доходов должностных лиц проведена на основании представленных на официальном сайте ФТС России (www.customs.ru) данных за период 2012-2015 гг. по 20 управлениям ЦА ФТС России [8].

Управления ЦА ФТС России реализуют свою деятельность согласно утверждённым Приказами ФТС России Положениям, включающим в себя перечень вменённых им прав, обязанностей, функций и полномочий. К числу 20 управлений, по которым проводился анализ уровня доходов должностных таможенных органов, относятся [1]:

— Главное организационно-инспекторское управление (далее – ГОрИУ);
— Главное управление информационных технологий (далее – ГУИТ);
— Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля (далее – ГУОТОиТК);
— Главное управление по борьбе с контрабандой (далее – ГУБК);
— Главное управление тылового обеспечения (далее – ГУТО);
— Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (далее – ГУФТДиТР);
— Главное финансово-экономическое управление (далее – ГФЭУ);
— Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ГУТКПВТ);
— Управление таможенных расследований и дознания (далее – УТРД);
— Правовое управление (далее – ПУ);
— Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (далее – УТОВЭК);
— Управление делами (далее – УД);
— Управление государственной службы и кадров (далее – УГСК);
— Управление по связям с общественностью (далее – УСО);
— Управление по противодействию коррупции (далее – УПК);
— Управление таможенного сотрудничества (далее – УТС);
— Управление таможенной статистики и анализа (далее – УТСА);
— Контрольно-ревизионное управление (далее – КРУ);
— Управление товарной номенклатуры (далее – УТН);
— Аналитическое управление (далее – АУ).

Средние значения величин доходов руководящего состава ЦА ФТС России рассчитывались по должностям начальников отделов, заместителей начальников отделов, начальников служб, заместителей начальников служб, начальников управлений, первых заместителей начальников управлений, заместителей начальников управлений — главных бухгалтеров [2]. Далее на рисунках 1-4 представлены гистограммы, характеризующие уровень среднемесячных доходов руководящего состава ЦА ФТС России (без учёта доходов супругов и детей) по отдельным годам периода 2012-2015 гг.


Рис.1. Уровень среднемесячных доходов руководящего состава по управлениям ЦА ФТС России за 2012 г. (руб.)

Как можно судить из рисунка 1, наиболее высокие среднемесячные доходы в 2012 г. наблюдались среди руководящего состава ГОрИУ, величина которого составила 100 224,42 руб., ГУТКПВТ – 91 236,67 руб., КРУ – 88978,67 руб. Наиболее низкий среднемесячный доход руководящего состава в 2012 г. был зафиксирован в ГУБК, в размере 56 391,73 руб. Разница между максимальным и минимальным значениями доходов составила 43 832,68 руб. Однако в 2012 году у большинства управлений был приблизительно одинаковый доход – около 68 тыс.руб. [3].


Рис.2. Уровень среднемесячных доходов руководящего состава по управлениям ЦА ФТС России за 2013 г. (руб.)

Рисунок 2 указывает на достижение в 2013 г. самых высоких среднемесячных доходов руководящим составом УТОВЭК, в размере 100 224,42 руб., УД – 198179,50 руб., ГОрИУ – 194738,80 руб. Наиболее низкую величину среднемесячного дохода получил руководящий состав УТС – 115 043,06 руб. Разница между максимальным и минимальным значениями доходов составила 104 657,65 руб. Однако, в большинстве управлений ЦА ФТС России в 2013 году доход был ранее приблизительно 173 тыс.руб. [4].


Рис.3. Уровень среднемесячных доходов руководящего состава по управлениям ЦА ФТС России за 2014 г. (руб.)

Судя по представленным на рисунке 3 значениям, наиболее высоких уровней среднемесячных доходов в 2014 году достиг руководящий состав ГУБК – 271 052,66руб., УПК – 268 188,85 руб., УГСК – 258 762,85 руб. Наиболее низкий доход имел руководящий состав ГУИТ – 164 852,73 руб. Разница между максимальным и минимальным значениями доходов составила 106 199,9 руб. В среднем за 2014 год руководящий состав ЦА ФТС России получал доход на уровне 198 тыс. руб. в месяц. [5].


Рис.4. Уровень среднемесячных доходов руководящего состава по управлениям ЦА ФТС России за 2015 г. (руб.)

Как можно судить из рисунка 4, наиболее высокий среднемесячный доход в 2015 г. имел руководящий состав УПК в размере 284 167,35 руб. Немного меньшие величины доходов показали ГУТО, в размере 281 123,30 руб., и ГУИТ – 276 285,60 руб. Наиболее низкий уровень среднемесячного дохода имел руководящий состав ГУОТОиТК – 122 874,52 руб. Разница между максимальным и минимальным значениями доходов составила 161 292,82 руб. Среднемесячный доход по всем управлениям за 2015 год равен 182,5 тыс. руб. [6].

Показательным по наибольшей динамике анализируемых величин для всего ЦА ФТС России является сравнение значений среднемесячных доходов руководящего состава за период 2012-2015 гг. в рамках ГУТО. По представленным на рисунке 5 данным видно, что в рамках ГУТО произошли существенные изменения уровня, получаемого руководящим составом среднего дохода. С 2012 г. по 2015 г. в ГУТО произошло четырёхкратное увеличение среднемесячного дохода руководящего состава с 69 170,87 руб. до 281 123,30 руб.


Рис.5. Сравнительная характеристика уровня среднемесячных доходов руководящего состава ГУТО ЦА ФТС России за период 2012-2015 гг.

На протяжении 2012-2015 гг. наиболее высокооплачиваемой службой в таможенных органах являлась работа в УПК, ГУТО и ГОрИУ (см. рис. 6).


Рис.6. Уровень среднемесячных доходов руководящего состава ЦА ФТС России по управлениям за период 2012-2015 гг.


Рис.7. Уровень среднемесячных доходов руководящего состава ЦА ФТС России за период 2012-2015 гг.

Приведённые на рисунке 7 данные, характеризуют тенденцию, присущую в целом всем управлениям ЦА ФТС России, так за период 2012-2014 гг. наблюдался существенный рост доходов руководящего состава, а в 2015 году произошёл их незначительный спад. В среднем с 2012 до 2014 годы доходы руководителей выросли с 71 081,50 руб. до 205 891,69 руб., что составляет разницу в 134 810, 19 руб. [7]. В тоже время в 2015 году уровень доходов уменьшился на 13 175, 78 руб.

Безусловно, одним из факторов, повлиявших на снижение уровня доходов руководящего состава ЦА ФТС России, является обусловленное понижением нефтяных котировок и введением антироссийских санкций снижение величины таможенных поступлений в федеральный бюджет. Среднемесячный доход руководящего состава пропорционален складывающейся общей экономической ситуации в России и связанной с ней наполняемостью федерального бюджета, в связи с этим, в 2015 году в заработных платах наблюдается спад. Однако прослеживаемый с 2012 г. по 2014 г. рост доходов руководителей таможенных органов, который составляет 2,7 раза, не отражает успешность этого периода для развития экономики страны. Незначительное снижение уровня доходов руководящего состава ЦА ФТС России в 2015 году даёт основание предполагать о восстановлении в последующие годы тенденции роста.


Список литературы

  1. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  2. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  3. Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2012. — С. 53-57.
  4. Кнышов А.В. Оценка обеспеченности таможенной службы России трудовыми ресурсами за период 2000-2010 гг. // Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза: Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых учёных. Российская таможенная академия, Ростовский филиал. — 2011. — С. 95-98.
  5. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Теоретические аспекты применения финансового и управленческого учёта как элементов механизма контроллинга в управлении таможенными органами России // Вестник Российской таможенной академии. — 2016. — № 2 (35). — С. 35-42.
  6. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. — 2016. — № 3. — С. 151-153.
  7. Юсупова С.Я., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Контроллинг как инновационный метод развития системы таможенных органов // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3-2 (33). — С. 39-42.
  8. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru./index.php?option=com_content&view=article&id=13769&Itemid=1828.html (дата обращения 29.04.2017).