УДК 343.2/.7

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ

№30,

Юридические науки

Усов Виктор Юрьевич


Ключевые слова: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ; СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА; ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА; АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА; НОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА; РЕЕСТР; REGULATORY ISSUES; POTENT SUBSTANCES; TOXIC SUBSTANCES; EMERGENCY CHEMICALS; MEDICINES; NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES; REGISTRY.


Аннотация: В статье исследуются нормативно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ в части использования термина сильнодействующее вещество и схожих терминов, таких как: ядовитые вещества, аварийно химически опасные вещества, лекарственные средства, потенциально опасные психоактивные вещества. Автор делает вывод о необходимости общего нормативного определения всех этих веществ, обладающими схожими свойствами.

Сильнодействующие вещества являются предметом злоупотреблений и широко распространены в незаконном обороте, масштабы которого увеличиваются с каждым годом. Отсутствие в законодательстве ответственности за незаконное приобретение и хранение сильнодействующих веществ без цели сбыта, их невысокая цена и относительная доступность, заниженные, по сравнению с наркотическими средствами и психотропными веществами, меры контроля, и ряд других причин способствуют этому.

На территории Российской Федерации правовой контроль за незаконным оборотом этих веществ осуществлялся еще со времен «Правды русской».

Понятия сильнодействующих и ядовитых веществ до недавнего времени включали в себя и наркотические и психотропные вещества. Впервые выделение норм об ответственности за незаконный оборот наркотических веществ из норм об ответственности за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ произошло при принятии УК РСФСР 1926г. (за незаконный оборот сильнодействующих веществ ответственность предусматривалась ст.179 УК РСФСР 1926г., за незаконный оборот кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ ответственность предусматривалась ст.104 УК РСФСР 1926г.) и окончательно данные нормы были выделены в отдельные нормы с принятием УК РФ 1996г. [1].

Нормы об ответственности за незаконный оборот сильнодействующих веществ и об ответственности за незаконный оборот ядовитых веществ находились ранее в одних нормах, и так по настоящее время. Был единственный случай разъединения этих норм (точнее исключения нормы об ответственности за незаконный оборот ядовитых веществ) так же при принятии УК РСФСР 1926г. – ст.179 УК РСФСР 1926г. предусматривалась ответственность за незаконные действия только с сильнодействующими веществами (без указания на ядовитые вещества), что было фактически единичным случаем [2].

Приказом Минздрава СССР от 02.07.1980 №692 был введен в действие в СССР Терминологический словарь (термины и смысловое содержание определений основных понятий в области лекарственных средств и клинической фармакологии) часть I (выпуск I), содержащий следующие определения:
— сильнодействующее лекарственное средство — лекарственное средство, входящее в Список Б сильнодействующих лекарственных средств, установленный государственными фармакопеями;
— ядовитое лекарственное средство — лекарственное средство, входящее в Список А ядовитых лекарственных средств, установленный государственными фармакопеями;
— наркотическое лекарственное средство — лекарственное средство, утвержденное уполномоченным на то органом как наркотическое.

В данном приказе определение сильнодействующих и ядовитых веществ давалось исходя из того, в какой список (А или Б) включено то или иное вещество Государственной фармакопеей СССР, которая для веществ каждого из списков оговаривала требования по назначению, применению, дозированию, хранению и отпуску [3]. Указанные решения имели уголовно-правовое значение: включение в список — для определения предмета преступления, требования к отдельным видам оборота — для установления факта нарушения правил оборота.

Вместе с тем нельзя признать правильным объединение в одну норму ответственности за незаконный оборот как сильнодействующих веществ, так и ядовитых веществ. И сильнодействующие вещества и ядовитые вещества — потенциально опасные химические вещества, но обладают различными и при этом в части схожими свойствами (сильнодействующие характеризуются опасностью для жизни и здоровья при несанкционированном применении, ядовитые обладают высокой токсичностью и приводят к отравлению или смерти). В быту и на производстве сильнодействующие и ядовитые вещества используются с различными целями. То есть это абсолютно различные вещества, в связи с чем объединение в одну норму ответственности за их незаконный оборот (как и ранее объединение их с наркотическими веществами) не корректно и создает правовые сложности.

Более того, в настоящее время во многих сферах деятельности взамен термина сильнодействующее ядовитое вещество (СДЯВ) уже более 20 лет используется термин аварийно химически опасные вещества (АХОВ), перечень которых отличен от перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №964 [4], но при этом некоторые вещества входят в оба перечня. Перечень АХОВ имеет подкатегории. Например, перечень АХОВ ингаляционного действия, приведенный в ГОСТ Р 22.9.05-95 [5].

Наименование сильнодействующих и ядовитых веществ аварийно химически опасными веществами употребляют в различных производствах, по вопросам гражданской обороны и во многих других сферах деятельности. Одно и тоже вещество может именоваться и СДЯВ и АХОВ.

Ответственность предусмотрена за незаконный оборот не каждого сильнодействующего вещества и не каждого ядовитого вещества, а только за включенные в списки утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №964. То есть за оборот не включенных в этот список сильнодействующих и (или) ядовитых веществ ответственности нет.

Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 г. №609 утверждено Положение о ведении федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, который содержит список отдельных опасных химических веществ и пестицидов, впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека [6].

Некоторые сильнодействующие и ядовитые вещества списка утв. постановлением от 29.12.2007 г. №964 Правительства РФ внесены и в федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. Имеются и потенциально явно опасные вещества, которые в список, утв. постановлением от 29.12.2007 г. №964 Правительства РФ не внесены, что исключает ответственность за их оборот, а в связи с их потенциальной опасностью для здоровья и жизни человека необходимо установить ответственность за их незаконный оборот.

Федеральным законом РФ от 03.02.2015 №7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в законодательство РФ внесены изменения в части установления еще одной категории веществ подлежащих контролю и оборот которых запрещен. Это новые потенциально опасные психоактивные вещества. Изменения внесены в Федеральный закон РФ от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в Уголовный Кодекс РФ и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Данные вещества должны вносится в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен (далее — Реестр). Вещества в данный Реестр вносятся решением МВД РФ. На настоящее время такой реестр отсутствует. Но имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что в данный Реестр будут носится в том числе и вещества обладающие свойствами сильнодействующих веществ, а именно вызывающие у человека состояние, опасное для его жизни и здоровья, но не входящие в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, а так же в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ.

Проблемой правоприменения по ст.234 УК РФ, считаю, является отсутствие законодательного определения понятий сильнодействующее вещество и ядовитое вещество. Не нормативными актами даются разные определения этих веществ.

Считаю определения понятий сильнодействующее вещество, ядовитое вещество, аварийно химически опасное вещество, вещество внесенное в федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в РФ запрещен, подлежат уточнению с целью дачи этим потенциально опасным веществам единого наименования, в т.ч для целей ст.234 УК РФ, с нормативным определением подкатегорий этого общего наименования потенциально опасных веществ.

Кроме того, не имеется перечня инструментов и оборудования, находящегося под специальным контролем, используемым для производства и изготовления сильнодействующих или ядовитых веществ (наподобие перечня инструментов и оборудования, находящегося под специальным контролем, используемым для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ) и под специальным контролем такое оборудование не находится. А без этого перечня затруднено привлечение к уголовной ответственности за изготовление либо переработку сильнодействующих или ядовитых веществ.

Данный вопрос подлежит нормативному урегулированию.

Постановлением от 29.12.2007 г. №964 Правительства РФ утверждены:
— список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ;
— список ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ;
— крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ.

Как видно – крупный размер ядовитых веществ для целей статьи 234 УК РФ не установлен, что так же считаю требует урегулирования.


Список литературы

  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, №25, ст. 2954, «Российская газета», №113, 18.06.1996, №114, 19.06.1996, №115, 20.06.1996, №118, 25.06.1996
  2. Уголовный Кодекс РСФСР от 22.11.1926 г. // «СУ РСФСР», 1926, №80, ст. 600
  3. Приказ Минздрава СССР от 02.07.1980 №692 «Утверждение Терминологического словаря», часть 1 выпуск 1 // «Новая аптека», №10, 1998
  4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. №964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 14.01.2008, №2, ст. 89, «Российская газета», №6, 16.01.2008
  5. «ГОСТ Р 22.9.05-95. Государственный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования»
    (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 20.06.1995 N 309) // М.: ИПК Издательство стандартов, 1995
  6. Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 г. №609 «О ведении федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.07.2013, «Собрание законодательства РФ», 29.07.2013, №30 (часть II), ст. 4118.