УДК 338.48

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

№30,

Экономические науки

Асанов Шевкет Исметович


Ключевые слова: ТУРИЗМ; КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ; ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ; ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ; СЕРВИС; TOURISM; COMPETITIVENESS; TOURISM COMPANY; TOURISM INDUSTRY; SERVICE.


Аннотация: В данном исследовании автор описывает актуальность повышения конкурентоспособности предприятий туристической отрасли в России; несмотря на то, что отечественный рынок туристических услуг представлен достаточно обширно, существуют проблемы, прежде всего, с качеством и сервисом. Доля туристической отрасли в сфере услуг Российской Федерации значительна, а значит тема ее развития и совершенствования представляется актуальной.

Повышение конкурентного потенциала различных субъектов экономической деятельности в современных условиях является одной из наиболее актуальных проблем вследствие обострения конкуренции на мировом рынке и постоянных изменений конъюнктурных, экономических, организационных и институциональных условий хозяйствования. Конкурентоспособность предприятий туристической отрасли представляется актуальной темой исследования, поскольку туристическая отрасль занимает существенное место в системе хозяйствования Российской Федерации – так, такие крупные курорты, как Республика Крым, г. Севастополь, Краснодарский край представлены обширным спектром туристических услуг, однако качество их предоставления оценивается достаточно спорно.

Важно подчеркнуть, что туризм как наиболее динамично развивающаяся сфера услуг занимает одно из первых мест в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Туристическая отрасль – одна из тех отраслей российской экономики, которая в числе первых попала под удар новой коронавирусной инфекции. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки развитие туристического бизнеса оказалось под серьезной угрозой. По оценкам экспертов, только в первые месяцы пандемии спрос по всем выездным направлениям сократился на 20-25%, а после закрытия границ многими государствами – упал практически до нуля [1].

Таким образом, тема совершенствования конкурентоспособности предприятий туристической отрасли в России представляется актуальной.

Как справедливо подчеркивает М.М. Романова: «Конкурентное преимущество туристского предприятия – это тот показатель, который обеспечивает ей превышению конкурентов на целевом рынке. Формирование конкурентного преимущества является основой маркетинговой стратегии, которая обеспечит предприятию туристической индустрии достижения уровня роста и прибыльности выше, чем в среднем на рынке» [2]. Это в свою очередь обеспечит определенное развитие предприятия в рыночных условиях и его экономическую безопасность. Сильная сторона предприятия туристической индустрии превращается в конкурентное преимущество, если она воспроизводит показатель, который является очень важным для данного рынка (то есть имеет самый высокий ранг).

Одним из составляющих параметров, определяющих конкурентоспособность туристического предприятия, является конкурентоспособность его туристических продуктов.

Конкурентоспособность туристического продукта определяется отношением полезного эффекта к суммарным затратам, включающие все расходы, связанные с его потреблением (цены потребления). Чем выше это соотношение по сравнению с другими аналогичными продуктами, тем выше конкурентоспособность турпродукта на рынке.

Туристические предприятия достигают конкурентного преимущества если в их распоряжении имеются дешевые и качественные факторы, важные по конкуренции в туристической отрасли. Однако получение конкурентного преимущества на основе указанных факторов зависит не столько от их наличия, как от эффективного их использования. Создание конкурентоспособного организационно туристического потенциала требует соответствующего управленческого воздействия со стороны власти, внедрение адекватных социально-экономического среды региона механизмов регулирования функционирования территориального туристического кластера и его составляющих.

Рассматривая содержание конкурентоспособности предприятий рынка туристических услуг, необходимо учитывать специфику этой сферы. Основным предметом обмена на туристическом рынке являются услуги, поэтому рынок имеет ряд специфических признаков; в частности, основным предметом купли-продажи являются туристические услуги, имеют специфические признаки, в частности:

— нематериальный характер, зависимость от предприятий туристической отрасли, неспособность к хранению, высокая стоимость, высокая заменимость состава и ассортимента;
— качество туристического продукта полностью зависит от исполнителя;
— при реализации туристского продукта является разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением;
— территориальная разобщенность между потребителем и изготовителем (исполнителем) услуг, важным является налаживание надежного партнерства между туристическими операторами различных стран;
— на туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока;
— рынок туристических услуг включает не только покупателя и продавца, но и много посредников, которые помогают создать и реализовать туристический продукт [3].

Современные условия развития рынка туристических услуг, насыщенный конкурентный рынок требуют все больше усилий субъектов, функционирующих на этом рынке для создания устойчивых позиций и их поддержки. Фактически конкурентная борьба за потребителя идет сегодня в двух плоскостях: продуктовой и эмоциональной. В первой – туристическое предприятие улучшает турпродукт, изобретает систему скидок и заинтересовывает посредников, расширяет ассортимент и тому подобное. Во второй плоскости идет борьба за умы потребителя, за место своей марки в сознании человека, который должен выбрать из большого количества аналогичных туристических продуктов уверен.

Для обеспечения конкурентоспособности туристической фирмы необходимо, чтобы в ней работали профессионалы в области данного вида бизнеса, которые имеют специальное образование и определенные навыки для работы в данной сфере, требуется знание языков, умение работать со специализированными системами и компьютерными программами, большую роль играют коммуникативные навыки и умения предвидеть и решать конфликтные ситуации.

Не менее важным фактором является маркетинговые исследования, позволяющие выстроить политику продвижения турпродукта в конкурентной среде, увеличить его качество по сравнению с конкурентами. К сожалению, отечественные управленцы пренебрегают таким важным исследованием, как исследование рынка, однако надо понимать, что именно в результате его проведения можно определить наиболее перспективы направления развития любого предприятия.

Индустрия туризма характеризуется тем, что основное внимание в ней при создании системы качества продукта обращается на качество сервиса. Качество сервиса – ключ к коммерческому успеху. Гостиницы и рестораны, экскурсионные бюро и туристические агентства часто при абсолютно одинаковой материальной базе и идентичном направлении деятельности отличаются друг от друга только уровнем сервиса, является иногда главным в конкурентной борьбе. Качество туристической деятельности предприятий удостоверяется проверкой в соответствии с действующими стандартами, требований и правил для определения соответствующего класса обслуживания. Такие факторы как целостность товаров и услуг, их концентрированность на конкретного потребителя, своевременность их обеспечения влияют на качество обслуживания и автоматически отражаются и на конкурентоспособности самого туристического предприятия. Критерий качества любого вида деятельности по обслуживанию туристов определяется через систему показателей, оценивающих ее.

Итак, актуальной проблемой для предприятий туристической индустрии есть, была и будет – конкурентоспособность, которая отображается в качестве туристического продукта. Решение проблемных вопросов по качеству туристического продукта положительно влияет на улучшение управленческих процессов как на микроуровне (предприятие), так и на макроуровне (государство).

На сегодняшний день актуальной задачей, которая стоит перед отечественными предприятиями в сфере туризма, является обеспечение разносторонних туристических потребностей потребителя.


Список литературы

  1. Туризм-2020 и COVID-19: туристическая отрасль в условиях пандемии и после нее [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/article/1376805/ (дата обращения: 25.02.2021).
  2. Романова М.М. Факторы, влияющие на развитие индустрии туризма // Концепт. – 2014. – №2. – С. 65-69.
  3. Перова Т.В., Евтухова Г.А. Пути повышения конкурентоспособности туристской организации // Вестник евразийской науки. – 2015. – №5 (30). – С. 43-49.