УДК 347.4

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В 2020 ГОДУ

№30,

Юридические науки

Абдурахманов Рустам Риатович


Ключевые слова: СТРАХОВАНИЕ; ОСАГО; ТАРИФНЫЙ КОРИДОР; ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТАРИФА; МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСАГО; NSURANCE; CTP; TARIFF CORRIDOR; TARIFF INDIVIDUALIZATION; CTP MODERNIZATION.


Аннотация: В данной статье автор проводит анализ изменений нормативной правовой базы, регулирующей обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2020 году.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств [1].

В начале 2019 года Центральный Банк Российской Федерации установил новые правила расчета страховых тарифов. Страховым компаниям был предоставлен так называемый «тарифный коридор» при установлении размера базовой тарифной ставки страхового тарифа. Для каждого типа транспортного средства ЦБ РФ определил свои границы коридора. Они также зависят от того, кто владеет машиной – физическое или юридическое лицо.

Дальнейший расчет производится на основе коэффициентов страховых тарифов, размер которых также установлен ЦБ РФ и является одинаковым для всех страховых компаний. Итоговый размер премии рассчитывается путем умножения базового тарифа на все коэффициенты, размер которых, в свою очередь, определяется в зависимости от характеристик транспортного средства, лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также срока страхования.

В июле 2019 года Правительство РФ предложило к рассмотрению в Государственной Думе РФ законопроект о внесении изменений в законодательство об ОСАГО в части подхода к ценообразованию при заключении договоров ОСАГО. Указанный акт предполагает предоставление страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности: характеристик вождения, зафиксированных телематическими устройствами, и наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний, за грубые нарушения Правил дорожного движения. Также законопроект предполагает реформирование системы бонус-малус (учета истории вождения) — для исключения случаев присвоения водителю транспортного средства различных классов и значений коэффициента бонус-малус и «обнуления» истории вождения при покупке нового транспортного средства. Также Правительство РФ считает целесообразным исключение коэффициента территории и коэффициента мощности.

25.05.2020 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.05.2020 года № 161-ФЗ [2].

Указанный нормативный акт предоставил право страховщикам по установлению базовых тарифных ставок с учетом индивидуальных характеристик – привлекался страхователь или водитель к административной ответственности за определенные нарушения ПДД.

28.07.2020 года Указанием Банка России № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [3] была принята новая тарифная сетка, применяемая для расчета размера страховой премии при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Указание среди прочего расширило тарифный коридор ОСАГО, что позволило реализовать положения об индивидуализации тарифной ставки.

Таким образом, можно прийти к выводу, что законодатель перешел к важному этапу в модернизации модели ОСАГО – индивидуализации тарифа для каждого конкретного страхователя. При этом, видится необходимость в продолжении применения данного подхода. В частности, возможно урегулировать использование телематических устройств, фиксирующих характер вождения, для предоставления скидок в случае аккуратной эксплуатации транспортного средства.


Список литературы

  1. Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств: Федер. закон от 25 апр. 2002 г. № 40-ФЗ: в ред. Федер. закона от 08 дек. 2020 г. 429–ФЗ // Рос. газ. — 2002. — 07 мая; — 2020. — 11 дек.
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: Федер. закон от 25 мая 2020 года № 16-ФЗ // Рос. Газ. – 2020. – 28 мая.
  3. О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Указание Банка России от 28 июл. 2020 года № 5515-У // Вестник Банка России. – 2020. – 27 авг.