УДК 372.882
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КРУЖКА
№30,
Педагогические науки
Минкина Валерия Николаевна
Ключевые слова: ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ; ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ; ДЕТИ; GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH; LINGUISTIC CIRCLE; PRIMARY SCHOOL AGE; DEVELOPMENTAL PROCESS; CHILDREN.
Начальный этап обучения детей младшего школьного возраста – ответственный период. В это время важно обращать внимание на правильность формирования грамматического строя речи. Нарушение речи приводит к дисграфии — нарушению письма, последствия которого могут быть неисправимы. Ведущая роль в формировании и развитии речи отводится учителю начальных классов.
Процесс развития грамматического строя речи младших школьников включает в себя большое количество различных методик и упражнений. Реализация которых эффективна и возможна не только в урочное время, но и во внеурочное.
Речь младшего школьника является объектом направленного на него воздействия. На устную и письменную грамотность школьников влияет множество факторов, с которыми дети встречаются ежедневно. К таким вариантам можно отнести: речь учителя, литературные произведение и влияние социума, в котором находится ребенок. Развитие грамматического строя речи учащегося начинает свое формирование ещё в семье и далее совершенствуется. Одним из действенных способов развития речи являются занятия дополнительных кружков, например, занятия на лингвистических кружках. Специально организованная деятельность внеурочных занятий лингвистического кружка позволяет проводить занятия в более интересной и продуктивной форме, со специализированными заданиями и упражнениями. Такой вид деятельности позволяет детям легко и непринужденно принять информацию, которую им предлагает педагог.
Таким образом, можно считать, что занятия на лингвистических кружках будут наиболее продуктивным способом для развития грамматического строя речи младшего школьника. Потому что реализация и трансляция изученного материала более структурировано доносится до учащихся младших классов.
В настоящее время существует несколько видов исследования уровня развития грамматического строя речи младших школьников можно разделить на несколько направлений:
1 — количественные и качественные характеристики речи детей, главным образом в области лексики, синтаксиса и морфологии, на разных ступенях обучения;
2 — психофизиологические механизмы речи и их действие на разных возрастных ступенях;
3 — влияние учебного процесса, его отдельных элементов, методических средств на формирование речи учащихся, эффективность различных методических факторов в формировании речевых умений.
Все направления целенаправленные и взаимосвязаны.
Всё вышесказанное позволяет сделать нам вывод о том, что развитие грамматических способностей может осуществляться не только на уроках русского языка, но и на занятиях лингвистического кружка.