СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№6,

Экономические науки

Попова Полина Андреевна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ; ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ; СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ; ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ДЕКРЕТНЫЕ ВЫПЛАТЫ; СУБСИДИИ; МОТИВАЦИЯ; SOCIAL BENEFITS; FEDERAL STATE CIVIL SERVANTS; CUSTOMS; MEDICAL CARE; SOCIAL INSURANCE; PENSIONS; MATERNITY PAYMENTS; SUBSIDIES; MOTIVATION.


Аннотация: Статья посвящена анализу социальных льгот федеральных государственных гражданских служащих, на которые они имеют право при прохождении службы в таможенных органах. Для многих должностных лиц таможенных органов перечисленные в статье льготы являются ключевым мотивационным фактором их работы в ведомстве. К социальным льготам государственных служащих относят: право на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение, декретные выплаты, льготы по обеспечению жильём.

Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда федеральных государственных гражданских служащих (далее – ФГГС) является приоритетным направлением развития Федеральной таможенной службы Россия (далее – ФТС России) [1]. Отсутствие чёткости в её построении негативным образом сказывается на результативности деятельности ФТС России. Социальные льготы являются основным мотивационным фактором, как для поступления специалистов на службу в таможенные органы, так и в процессе её прохождения [7]. Многие таможенные служащие признаются, что их мотивирует не заработная плата, а социальные льготы, полагающиеся им по занимаемой должности и выслуге лет.

Такая категория должностных лиц таможенных органов, как федеральные государственные гражданские служащие, реализуют свои функции в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, Приказами Минтруда России, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». На основании положений нормативных документов можно выделить перечень социальных льгот, на которые претендуют ФГГС в таможенных органах [1]:

– право на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов;
– обязательное социальное страхование;
– пенсионное обеспечение;
– декретные выплаты;
– льготы по обеспечению жильём.

ФГГС таможенных органов имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных учреждениях здравоохранения. При отсутствии по месту службы или месту жительства ведомственных учреждений здравоохранения, соответствующих профильных отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь госслужащим оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объёме, предусмотренном территориальной программой обязательного медицинского страхования [8]. ФГГС таможенных органов ежегодно проходят бесплатную диспансеризацию. Члены их семей имеют право на медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев при прохождении государственной службы в таможенных органах регулируются Федеральным законом от 24.08.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Выплаты по обязательному страхованию реализуются в виде пособий по временной нетрудоспособности. Размеры выплат определяется в зависимости от степени утраты госслужащим таможенных органов профессиональной трудоспособности [2].

Пенсионное обеспечение государственных служащих представляет собой ежемесячную выплату, назначаемую им, при условии наличия минимального стажа государственной службы и достижении пенсионного возраста. С 1 января 2016 года ФГГС таможенных органов получают пенсию на общих основаниях. В Федеральный закон от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2017 года минимального стажа гражданской службы, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. В законе предусмотрены положения, направленные на увеличение минимального стажа госслужащего с 15 до 20 лет, увеличение пенсионного возраста для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин – с 55 до 63 [3]. Таким образом, в 2017 году минимальный стаж для назначения пенсии должен составляет 15,5 лет, в 2018 г. будет составлять 16,5 лет, в 2019 г. – 17 лет. При этом запланирован дальнейший рост пенсионного возраста ФГГС до 2026 года путем ежегодного прибавления 0,5 года к выслуге лет.

В целях финансовой поддержки одной из самых незащищенных категорий населения – беременных женщин и молодых матерей – нормативными актами РФ предусмотрен ряд социальных выплат. Основными правовыми документами в этой области являются Федеральный Закон от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральный Закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также постановление Правительства РФ от 29.12.2009 г. №1100 «Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан». Выплачиваемые пособия по беременностям и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются одними из главных причин мотивации работы в таможенных органах для женщин [4,5,6]. Во многом, именно поэтому, судя по статистическим данным, наблюдается гендерный перекос в соотношении женщин и мужчин на службе в таможенных органах, соответственно женщин – 60%, а мужчин – 40% [9].

Наиболее существенной привилегией госслужащего является право на получение единовременной субсидии на приобретение жилья. Жилищная субсидия госслужащим предоставляется в случаях отсутствия жилья или в случаях, когда имеющееся жилье не отвечает минимальным требованиям по площади или санитарному состоянию. При этом для многодетных семей гражданских служащих предусмотрено преимущество при получении такого рода субсидии. Норматив площади для расчета субсидии зависит от стажа работы госслужащего – чем больше стаж, тем больше субсидия для приобретения большей площади квартиры [10].

Таким образом, главным мотивационным фактором для ФГГС являются социальные льготы, которые помогают улучшить качество их жизни, уменьшить текучесть кадров в таможенных органах, обеспечить заинтересованность в выполнении ими служебных обязанностей. К социальным льготам относят: право на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение, декретные выплаты, льготы по обеспечению жильём. В качестве одного из способов повышения эффективности трудовой мотивации ФГГС таможенных органов можно предложить диверсификацию социального пакета – предоставление выбора в допустимых пределах дополнительных вознаграждений, которые в наибольшей мере отвечают их текущим потребностям.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
  2. Федеральный закон от 24.08.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  4. Федеральный Закон от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  5. Федеральный Закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 г. №1100 «Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан».
  7. Палицына Е. А. Мотивация персонала в таможенных органах// Современные научные исследования и инновации — 2014. — №10. — С. 1-3.
  8. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. — 2016. — № 3. — С. 151-153.
  9. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Кнышов А.В. Контроллинг как элемент системы управления таможенными органами // Управленческий учет. — 2016. — № 11. — С. 26-33.
  10. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.