УДК 34

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№30,

Юридические науки

Мухаметгалиева Сафия Хамитовна (Кандидат исторических наук)


Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИИ; ДОГОВОР; УЧАСТНИКИ; ИНВЕСТОРЫ; ЗАКАЗЧИК; ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ; INVESTMENT; CONTRACT; PARTICIPANTS; INVESTORS; CUSTOMER; RIGHTS AND OBLIGATIONS.


Аннотация: Актуальность проблемы заключается в активном развитии инвестиционной деятельности и превращении инвестиций в основной источник поступления капитала для развития и ведения экономической деятельности. Большое значение для современного российского инвестиционного законодательство имеет изучение зарубежного опыта и внедрение наиболее удачных и эффективных решений в российское право.

Согласно действующему законодательству [3], в заключении договора инвестиционной деятельности может участвовать неограниченное количество лиц. При этом их роль не ограничена предложенным перечнем и зависит лишь от желаний, возможностей и нацеленности заключаемого соглашения.

Говоря о лицах, которые могут упоминаться в инвестиционном договоре, приходится в очередной раз вспоминать отсутствие чётких, строгих требований к форме договора. Но особенно важным является тот факт, что по своей сути договором инвестиционной деятельности способны оказаться многие другие виды договоров. Следовательно, ограничить перечень лиц, которые могут участвовать в соглашении в той или иной форме практически невозможно.

При этом из самой сути инвестиционного договора вытекает, что некоторые лица обязаны в нём присутствовать, независимо от того, какой характер или отличительные особенности будет иметь запланированная хозяйственная деятельность.

Ещё одной особенностью соглашения, которую нельзя игнорировать, является тот факт, что независимо от своего наименования и возложенных обязанностей, некоторые присутствующие в договоре лица будут играть особую роль, которая предполагается из текста закона об инвестиционной деятельности, но может отсутствовать как таковая в самом соглашении. Так, в договоре может не оказаться заказчика. Но, если подобное произойдёт, его роль, функции, обязанности и права перейдут к другому лицу, наиболее близкому по своему описанию.

То есть, отсутствие чётко перечисленных сторон добавляет гибкости заключаемому соглашению. В результате все заинтересованные участники получают возможность самостоятельно отрегулировать взаимоотношения и распределение в соответствии с существующими нуждами и требованиями, вытекающими из сути имеющихся договорённостей.

Но в целом, если отталкиваться от действующего законодательства, в стандартный перечень сторон, которые могут присутствовать в соглашении, входят: сам инвестор; заказчик, заинтересованный в реализации проекта и привлечении капитала для выполнения задуманного; подрядчик и субподрядчики; итоговые пользователи, которые получат в своё ведение результат реализации проекта.

Закон оставляет данный перечень открытым, позволяет всем участникам инвестиционной деятельности свободно выражать свою волю в интересах реализуемого проекта.

Единственным ограничением, о котором следует помнить, является уже неоднократно упоминаемая необходимость не противоречить действующим в стране законам и не нарушать права других юридических лиц и граждан.

Рассматривая участников инвестиционного соглашения, необходимо особо отметить, что наличие в договоре иностранного лица или государственное участие в реализации замысла накладывает серьёзный отпечаток на правовую окраску имеющегося проекта. Подобные особенности моментально переводят инвестиционную деятельность из общегражданских рамок в границы специализированных законов, которые регулируют инвестиционную деятельность с участием упомянутых лиц [2].

Нельзя не отметить и тот факт, что отдельные законы или статьи регламентируют поведение инвесторов при реализации проектов в отдельных, значимых для страны сферах экономики. Заключая договор, следует обязательно ориентироваться на данные нормы, чтобы не оказаться в неприятном положении.

Рассматривая субъекты, которые могу присутствовать в инвестиционном договоре, чуть внимательнее, первым делом необходимо заострить внимание на личности инвестора, поскольку именно его можно назвать основной стороной которая обязана участвовать в заключении каждого подобного соглашения.

Под инвестором, если следовать тексту федерального закона, понимается такое лицо, которое осуществляет капитальные вложения собственным или привлечённых средств.

При этом действующим законодательством не указывается, в каком статусе должен находиться инвестор. Более того, прямо указано, что заниматься инвестированием способны: частные лица и граждане; юридические лица; создаваемые на основе договора и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц; государственные органы; представители органов местного самоуправления муниципалитетов; иностранные субъекты предпринимательской деятельности, создаваемые по правилам и законам страны, чьей юрисдикции они принадлежат.

Последние для простоты называются просто иностранными инвесторами.

Исходя из текста закона, можно сделать вывод, что основным нюансом, выделяющим инвесторов на фоне остальных сторон, является его желание и возможность осуществлять капиталовложения в российскую экономику. Любопытно отметить, что законом делается акцент на том, что экономика обязана быть именно российской.

Кроме того, привлекает внимание и тот факт, что допускается вложение как собственного капитала инвестора, так и привлечённых им ресурсов со стороны. Таким образом, законодательно закрепляется возможность существовании инвестиционных фондов, чьей основной задачей является как раз привлечение средств и их использование для инвестирования в наиболее перспективные проекты.

Следующей стороной, требующей обязательного рассмотрения, является заказчик.

Согласно действующему законодательству, под заказчиком понимается такое лицо, на которое возложены основные управленческие функции. То есть, он отвечает за реализацию проекта, в который вкладываются финансы.

Роль заказчика могут исполнять как физические, так и юридические лица. Важно подчеркнуть, что закон допускает, что заказчиком и, соответственно, реализатором проекта окажется один из инвесторов.

Учитывая важность функции и полномочий заказчика, законодатели наделяют его правом владения, пользования и распоряжения проектом и всем вложенным в проект капиталом. При этом у данных полномочий могут иметься рамки и границы. Они должны заранее определяться договором. Важно отметить, что данные рамки способны касаться как самих полномочий, и тогда они будут заключаться действий, которые допускается совершать, так и времени, в течение которого заказчик имеет право пользоваться и распоряжаться капиталом в целях реализации проекта.

При этом, чтобы интересы реализации проекта не перекрещивались с интересами инвесторов, которые ведут собственный бизнес, законом указано, что заказчики не имеют права вмешиваться в предпринимательскую и любую иную деятельность всех остальных сторон инвестиционного проекта и инвестиционного договора. Исключением являются случаи, когда это прямо позволяется условиями заключённого договора. Но важно упомянуть, что данные условия не должны противоречить нормам российского права и нарушать права упомянутых лиц [1].

Несмотря на то, что в законе это не указано, важно подчеркнуть, что заказчики обязаны проявлять добросовестность и выполнять все возможные действия, разрешённые действующим законодательством направленные на реализации инвестиционного проекта. То есть, заказчик обязан заботиться о том, чтобы проект развивался в рамках и порядке, которые были предусмотрены разработанным ране планом.


Список литературы

  1. Инвестиции и инновации: учебное пособие // Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 324 с.
  2. Моисеев В. В., Глаголев С. Н., Дорошенко Ю. А. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России // Директ-Медиа, 2014. С. 241-246.
  3. Федеральный закон от 25. 02. 1999. № 39-ФЗ (ред. 26. 07. 2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» //Собрание законодательства РФ 01. 03. 1999 № 9 ст. 1096.
  4. https://os-russia.com/SBORNIKI/KON-290.pdf