УДК 342

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

№30,

Юридические науки

Матанский Иван Сергеевич


Научный руководитель: Иглин А.В., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; ОСНОВАНИЯ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; PURPOSE AND OBJECTIVES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; GROUNDS AND SIGNS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; FUNCTIONS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY.


Аннотация: Данная статья дает общую характеристику административной ответственности, показывает ее место в административном праве. Дается обобщенное определение административной ответственности.

Целью административной ответственности служит преследуемый результат, на достижение которой направлены силы органов административной юрисдикции при подвержении правонарушителя мерам административного принуждения в качестве меры административной ответственности. Данные цели выражают стремление к предупреждению и профилактике правонарушений. Этот вывод можно сделать, исходя из статьи 3.1 КоАП РФ, которая также указывает, что моральное унижение достоинства человека, неуважительное отношение к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, или доставление ему физических боли и страданий, а также порча деловой репутации юридического лица не могут служить целями административного наказания [1].

Опираясь на данную цель, можно вывести и задачи административной ответственности [2, с.102]:
1. Защищать правопорядок в государстве.
2. Воспитывать граждан страны в духе уважения к закону.
3. Восстановить социальную справедливость.
4. Предупреждать совершение новых правонарушений.

Привлечение к административной ответственности происходит при наличии необходимых оснований. Основания административной ответственности – это те деяния или обстоятельства, при наличии которых возникает возможность ответственности, а их отсутствие ее исключает. Этими основаниями выступает совокупность следующих факторов [3]:
-нормативное основание – наличие законов и норм, которые устанавливают административную ответственность за то или иное деяние, а также наличие состава административного правонарушения;
-фактическое основание – совершение конкретными лицами или лицом действий или бездействия, нарушающего административное законодательство, охраняемого и наказуемого административными санкциями;
— процессуальное основание – акт компетентного судьи, органа или должностного лица о назначении административного наказания конкретного лица за совершение административного правонарушения.

Как и любому виду юридической ответственности, административной ответственности присущи такие признаки, как [5, с.66]:
-государственное принуждение в виде право восстановительных или карательных мер, осуществляемых на основе закона уполномоченными на то органами в целях защиты личных, государственных или общественных интересов;
-правовое принуждение — внешнее воздействие на субъект, осуществляемое уполномоченными на то органами на основании закона, в целях защиты нарушенных прав;
-наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, указанных в санкции нарушенной норме права;
-имеет четкое формальное определение;
-носит обязательный характер;
-правовая оценка нарушителя и деяния от имени государства.

Так же административная ответственность имеет отличительные признаки:
-урегулирована нормами административного права, содержащимися в законах и подзаконных актах;
-основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок);
-субъектами административных правонарушений являются физические, юридические и должностные лица;
-применение административного наказания не влечет судимости;
-административные наказания реализуются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;
-реализуется в особых процессуальных формах;
-отсутствие юридического равенства сторон.

Административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности, такими как: регулируется нормами права, использует принцип презумпции невиновности, то есть лицо подлежит административной ответственности лишь за те правонарушения, в участии в которых доказана его вина. Но помимо перечисленных признаков административная ответственность обладает также рядом признаков, присущих только данному виду ответственности.

Основанием применения является совершение административного правонарушения. Это означает, что за совершение дисциплинарного правонарушения или уголовного правонарушения не могут применяться административная ответственность, к данным видам правонарушения будет применена ответственность в соответствии с данными отраслями права [7, с.45].

Одной из главных особенностей административной ответственности, является тот факт, что вероятность столкнуться с ней достаточно велика. Во-первых, так как административное право – это отрасль публичного права, то и административная ответственность может применяться к любым участникам правоотношений, в отличие от частного права, где ответственность обращена только к конкретным лицам, вступающим в правоотношения. Во-вторых, наказания, предусмотренные административной ответственностью, не являются суровыми, их цель – не унижение человеческого достоинства и не нанесение ущерба деловой репутации. Цель наказаний — произвести воспитательное воздействие. Несмотря на довольно незначительные меры наказания, участники правоотношений не будут иметь желания подвергаться им часто, что и будет способствовать их правомерному поведению в дальнейшем.

К административным наказаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 3.2 КоАП РФ, относятся следующие виды наказаний:
— предупреждение;
— административный штраф;
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
— административный арест;
— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
— дисквалификация;
— административное приостановление деятельности;
— обязательные работы;
— административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административная ответственность регулируется довольно обширным перечнем нормативно-правовых актов, таких как: КоАП, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Отличием административной ответственности от других видов юридической ответственности заключается еще и в том, что к ней привлекаются как физические лица, так и юридические лица. К некоторым видам юридической ответственности, например, уголовной, невозможно привлечь юридические лица [2].

К сожалению, в теории административного права, на монографическом уровне не проводились исследования функций административной ответственности. Вместе с тем функциональная характеристика административного принуждения, разновидностью которого выступает административная ответственность, выступили предметом познания [3]. Этому вопросу определенное внимание уделено в учебной литературе. Так, например, А. Б. Агаповым называется превентивная (предупредительная), альтернативная, ограничительная, правозащитная функции административной ответственности [2, с. 12-14].

По мнению Ю. Н. Старилова к функциям административной ответственности следует отнести: регулятивную, охранительную, предупредительную (превентивную), карательную функцию [6, с. 500-501]. Очевидно, функции административной ответственности должны быть рассмотрены во взаимосвязи с их целевым предназначением. Именно последнее предопределяет основные направления государственно-принудительного воздействия. По мнению Н. В. Витрука, главной целью административной ответственности выступает наказание правонарушителя, посредством ограничений соответствующих прав (свобод), возложения дополнительных обязанностей [4, с. 42].

Выше изложенное позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, функции административной ответственности производны от целей данного административного правового института. Во-вторых, административная ответственность выполняет превентивную (предупредительно-воспитательную), репрессивную (карательную/ штрафную) и сигнализационную функции. Данные функции связанны как друг с другом, так и с целями административной ответственности. Все эти функции взаимосвязаны и в той или иной степени проявляются во всех видах юридической ответственности. В-третьих, в конкретной правоохранительной ситуации могут доминировать отдельные функции административной ответственности.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 28.07.2008, № 30 (ч. 1), ст. 3604, с изм. и доп.
  2. Агапов А.Б. Административная ответственность // Учебник. М.: Просвещение, 2000. 465 с.
  3. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. 800 с.
  4. Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности: монография. М.: РАП, 2008. 431 с.
  5. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. // П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 272 с.
  6. Общее административное право: учебник / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2007. 847 с.
  7. Семёновых К. С. Понятие административной ответственности / К. С. Семёновых, С. А. Рузметов. // Молодой ученый. 2019. № 51 (289). С. 154-157.