УДК 342

НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

№30,

Юридические науки

Чудецкий Роман Андреевич


Научный руководитель: Садовская О.В., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРЕШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE OFFENSES; ADMINISTRATIVE PROCESS; ADMINISTRATIVE-PROCEDURAL ACTIVITY.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие «административное право», рассматриваются различные аспекты на содержание понятия. Перечисляются процессы административного права и административно-процессуальной деятельности.

Основанием административного права как отрасли является большое количество источников образования норм и правил, определяющих систему государственно-управленческих отношений.

Значительную группу источников административного права составляют акты высших судебных органов РФ и ее международные соглашения.

Тем не менее не все из выше указанных источников административного права являются нормативными основаниями административной ответственности.

Административное право строится на законодательных основах Российской Федерации. Основным источником административного права является не только федеральный закон, но и профессиональный стандарт.

Источники административного права обладают определенным своеобразием. В вопросе систематизации источников права известен унифицированный подход, который сводится к обобщению следующих номинаций юридических форм: правовой обычай, правовая доктрина, судебный прецедент, нормативные договоры, принципы права, нормативные правовые акты, религиозные нормы.

Для объединения источников административного права необходимо учесть следующие аспекты:
— административного права подлежат дополнению другими видами номинаций правовых норм, так как частично отражают их морфологическую картину.
— Между источниками права нужно ставить четкое разграничение, так как заключение каждого способа формирования правовой нормы в свой уникальный источник приводит к тому, что источники одной отрасли права не должны служить образцами и эталонами для создания источников другой отрасли права.
— Если закон в идеале представляет собой гармоничный акт, передающий полноту отношений, задействованных в нем субъектов, то стандарт не является таким документом, он не касается косвенно или прямо всех субъектов социальных отношений. Источники подобного рода следует называть не законами, а актами общего действия, которые распространяются на неопределенный круг специально не поименованных лиц, с ограничением пределов их действия, определенных пригодностью профессиональных особенностей субъекта для выполнения значимых публичных функций. Акт общего действия не может содержать только рамочное полномочие на введение ограничений свобод и прав гражданина и человека.

Административное право имеет регулирующую и охранительную функции. Нормы права делятся, — на регулятивные и охранительные, а также на материальные и процессуальные. Собственно, охранительные нормы права устанавливают административную ответственность, тем самым являются нормативным основанием её применения.

Спецификой охранительной функции административного права является то, что она выступает обязательным критерием реального, существования других отраслей права, создает инфраструктуру, в которой реализуются нормы иных отраслей и базис, на котором основывается ответственность за невыполнение таких правовых норм.

Административное право неразрывно связано с уголовным правом, тем что административное право своими наказаниями способствует предотвращению такого ущерба, предусмотренного законом отношения, который может перерасти в уголовные деяния, например — установление административной ответственности за правонарушения в сфере пожарной безопасности. В данном случае административное право должно предотвращать еще более опасные последствия, например, гибель и травмы людей, за которые следует уже уголовная ответственность [2].

Признаки Лица, также совершившие данной административные правонарушения, исключающие равны применения перед действие законом смежных независимо противоправность от естественных различий и статуса, тем самым и заключается принцип лицами равенства привлекают перед формы законом. Физические нравственной лица профилактики подлежат положения административной правонарушения ответственности административное независимо движения от привлечения пола, регламентации расы, подпадающих национальности, законам языка, материального происхождения, нарушаются имущественного и существуют должностного применяться положения, значение места этим жительства, последствий отношения к государственные религии, назначаться убеждений, судей принадлежности к доказательств общественным устанавливаются объединениям и образуют других нормами подобных подлежащих обстоятельств [3]. ответственность Юридические административного лица общих подлежат налагается административной опасности ответственности должностным независимо совершившее от мерами места дислокации, деловой организационно-признаки правовой учету формы, административное формы применения собственности и рекламе подчиненности.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
а) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
б) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Следовательно, административно-процессуальная деятельность в своих основах регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке [4].

Административный процесс — сложное правовое явление, которое включает в себя административно-управленческий процесс, административно-юрисдикционный процесс, административно-судебный процесс.

На эффективность административного процесса влияют такие аспекты как взаимодействие между собой органов, обеспечивающих охрану правопорядка, четкость административно-правового регулирования процедур и процесса правоприменения в области привлечения к административной ответственности, уровень совершенности законодательства в области административного права.

В узком смысле административный процесс помогает разрешать споры административно-правового характера, устанавливает определенные правила для применения их при рассмотрении индивидуальных административных дел, обеспечивает правовой защитой административно-правовые отношения, одинакового правового уровня для всех участников административного процесса.

Законодательство об административных правонарушениях, выполняя свои обязательства, руководствуется Кодексом об Административных правонарушениях [1] и действует согласно принципам равенства перед законом, презумпции невиновности, оперативности, правом граждан на защиту, объективности, стадийности, а также основными принципами административного права: законности, гласности, ответственности и другими.

Следовательно, область применения принципа равенства перед законом в Кодексе об административных правонарушениях РФ, по сравнению с Конституцией РФ, более обширна. Согласно административной ответственности данный принцип определяет, что равенство перед законом — это равнозначное применение положений, зафиксированных в законодательстве, ко всем гражданам, должностным и юридическом лицам. Также имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и назначения наказания в соответствии с законодательными актами, которые регламентируют осуществление административной ответственности [5].

Главными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются универсальное, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
  2. Юридическая ответственность. Основные подходы в современной науке// под ред. А.Г. Чернявского. — Том. 2. — Круглый стол № 2. — М., 2015. — С. 5.
  3. Административная ответственность : учебник для вузов // А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 483 с.
  4. Козлов Ю.М. Административное право: учебник // под. ред. Л.Л.Попова. 2005. С. 619.
  5. Кузьмичева Г.А., Молчанов П.В. Принцип равенства перед законом и административная ответственность // Административное право и процесс. 2014. № 9.