УДК 342

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№30,

Юридические науки

Чудецкий Роман Андреевич


Научный руководитель: Садовская О.В., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ; ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE PROCESSES; OBJECTIVES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE PENALTIES.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие «административная ответственность», рассматриваются различные аспекты на содержание понятия. Перечисляются цели административной ответственности и перспективы её развития в РФ.

Сегодня административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, включающий в себя разновидность государственных принуждений, регулируемых административно-правовыми нормами. Административная ответственность является важным элементом исполнительно-распорядительной деятельности, обеспечивающей регламентацию и осуществление управленческих требований государства, а также играет важную роль в механизме обеспечения безопасности, дисциплины и законности путем стимулирования к соблюдению установленных правил, способствует предупреждению правонарушений и к надлежащему выполнению обязательств.

Основанием для применения административной ответственности является нарушение правовых норм, в следствии чего применяются административные санкции в виде предупреждений, штрафов и т.д.

Любое правонарушение причиняет вред государственным, общественным, коллективным или же индивидуальным интересам, приводит к вредным для общества последствиям. Насколько разнообразны взаимоотношения, подвергаемые законному регулированию, настолько разнообразен и ущерб, причиняемый правонарушением. Понятие «вред» подразделяется на несколько видов: материальный и моральный вред, физический и духовный, измеримый и неизмеримый, значительный и незначительный, восстановимый и невосстановимый.

Критерии административной ответственности проявляются в виде различных мер наказания, которые используются в следующих целях:
1) наказание правонарушителей;
2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;
3) воспитание правонарушителя.

Административными процессами занимаются специально уполномоченные государственные органы по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется нормами материального и процессуального административного права, в котором сформулированы принципы производства, определены основные права и обязанности его участников, виды доказательств и порядок их использования, установлен порядок рассмотрения дела, обжалования и пересмотра принятого решения, а также его исполнения.

Производство осуществляется согласно стадиям, которые отличаются друг от друга разными действиями, а также неотъемлемо связаны между собой и имеют очередность. Заключение каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, которое является результатом деятельности, затем начинается следующая стадия [2].

На данный момент существуют такие стадии как, административное расследование, рассмотрение дела, пересмотр постановления, исполнение постановления.

Необходимо подчеркнуть, что все, кроме стадии о пересмотре постановления являются обязательными.

Административная ответственность и юридическая имеют общий характер, однако есть специфические черты, характерные только для административной ответственности[4]:
1.Наказание за совершение административного правонарушения в большей части назначается без вмешательства суда, но также может рассматриваться в судебном порядке.
2.В дисциплинарной ответственности критерии наказания обычно применяются в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом или органом. В административном праве вышестоящие должностные лица не могут назначить административное наказание правонарушителям, которые подчинены им по службе.
3. В основном административные наказания менее жестче, по сравнению с уголовными, т.к. эти деяния менее опасны, нежели преступления.
4. При совершение административного правонарушения лицо, совершившее правонарушение, не является судимым, но оно подвержено административному наказанию на протяжении одного года со дня исполнения наказания.
5.Значимой характерной чертой института административной ответственности является то, что субъектом ответственности наряду с физическими лицами могут быть и юридические, они также подлежат административной ответственности в независимости от места дислокации, подчинения и остальных факторов.
6.Административная ответственность устанавливается Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и законами об административных правонарушениях, которые в соответствии с ним принимают субъекты Российской федерации, наряду с этим, как уголовная ответственность устанавливается только федеральным законом.

Из этого следует, административная ответственность предполагает, что правонарушитель несет ответственность за свой проступок в виде административного наказания и в последующем к нему применяются соответствующие принудительные меры государственными органами исполнительной власти (без обращения в суд), которое называется административным принуждением.

Цель административной ответственности достигается через функции, которые она осуществляет: превентивную (или предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или штрафной) и сигнализационную[3].

Первая побуждает субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону, ее неотъемлемой частью является воспитание личности, путем морального воздействие на субъект правоотношения, в последующем предотвращающее его противоправное деяние.

Во второй применяются санкции правовых норм, которые должен понести правонарушитель за совершение им противоправного поступка.

Третья функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшийся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) [1], и сигнализируют о необходимости применения наиболее жестких мер административного наказания к виновному лицу.

Следовательно, основной целью административной ответственности является оказание воспитательного воздействия как на самого нарушителя, так и на других лиц, и предупреждение новых правонарушений, именно поэтому профилактическая функция административной ответственности в настоящее время выводится законодателем на важнейшее место.

Активная борьба с правонарушениями начала повышаться с середины восьмидесятых годов. Был увеличен список действий, за совершение которых виновные могут быть привлечены к административным наказаниям, а также расширен перечень санкций за противоправные деяния, следовательно, административная ответственность стала более жестче и взыскательнее.

На данный момент взаимоотношение государства и общества не может существовать без административной ответственности, так как она является основой нынешнего правового общества.

На современном этапе основные усилия по борьбе с правонарушениями направлены на профилактику и устранение причин, в ходе которых может последовать или уже последовало то или иное правонарушение. А, как известно, деятельность по регулированию данной сферы невозможна без понимания самой сути правонарушения. Всё это необходимо для правильной квалификации административного правонарушения, принятия законного решения, обеспечения законности, защиты прав и свобод человека, общества и государства[5].

Проблема российского законодательства в сфере административной ответственности заключается в том, что законодатель периодически добавляет запрещающую или предписывающую норму и включает возможность привлечения к ответственности в случае ее нарушения, однако не устанавливает конкретных мер ответственности.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
  2. Административное право: учебник// Конин Н.М. 2014. С. 180.
  3. Теория государства и права: Учебник для вузов // Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 438-439.
  4. Юридическая ответственность. Основные подходы в современной науке// под ред. А.Г. Чернявского. — Том. 2. — Круглый стол № 2. — М., 2015. — С. 5.
  5. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры // А.Б. Агапов. – 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 365 с.изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 121.