УДК 37

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

№30,

Педагогические науки

Абдина Ирина Николаевна


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА; НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ; ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС; ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ; EDUCATIONAL ACTIVITY; TRADITIONAL CULTURE; ROCK CARVINGS; HEROIC EPIC; ETHNOCULTURAL AWARENESS.


Аннотация: В статье предлагаются методические рекомендации при использовании элементов хакасской культуры на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Предлагаются к рассмотрению знакомство детей с древней культурой, наскальными рисунками, героическим эпосом.

На начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность, очень уроки изобразительного искусства оказывают на младшего школьника значительное воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка. Вместе с тем овладение практическими навыками и освоение технических приемов – не самоцель уроков изобразительного искусства. Они служат лишь средством формирования эстетического отношения к действительности, ее глубокого художественного познания и отображения в процессе занятий искусством.

В начальной школе у младших школьников формируется художественная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Здесь важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д.

Введение элементов традиционной культуры в процесс обучения по изобразительному искусству осуществляется в начальной школе по модульной модели, предусматривающей включение в структуру избранной учителем федеральной учебной программы специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное разнообразие прикладного и изобразительного искусства Республики Хакасии. Это, например, рисование в полосе, квадрате и круге разных типов орнамента хакасов (растительного, зооморфного, геометрического), узора с ярко выраженными этнокультурными стилевыми особенностями других народов. В связи с этим свою учебно-педагогическую деятельность по формированию ЭО учителю изобразительного искусства начальной школы надо постоянно соотносить с вопросами этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС. Это поможет учителю в осуществлении самоконтроля изучаемого материала, определении его содержания и объема, выборе оптимальных методов и приемов его реализации, а также в корректировке и диагностике уровня подготовки учащихся каждого класса первой ступени обучения.

В учебной работе процесс научного познания не всегда начинается с чувственного восприятия предметов и явлений реальной действительности. Следовательно, кроме непосредственного использования элементов хакасской культуры, большое значение в теоретическом отражении действительности приобретает опора учителя на прежние знания, и жизненный опыт учащихся, учет их способностей логически мыслить. Обращение к элементам традиционной культуры в начальной школе обусловлено, прежде всего, желанием увлечь уроками через интерес к истории деревни, города, улицы, здания, исторического лица. Основная задача таких уроков – активизировать деятельность учащихся, повысить интерес к истории родного края и т.д. Учет жизненного опыта и краеведческих знаний о природных условиях своей местности и использование их на уроках изобразительной деятельности являются непременным условием активизации мыслительной деятельности учащихся. Такой материал несет в себе большой развивающий и обучающий потенциал, посредством него происходит всестороннее развитие младших школьников, расширяется творческое воображение, школьники приобщаются к национальной культуре повышается интерес к обучению. Их использование помогает пробудить в учащихся интерес к истории, культуре родного края, воспитывать патриотизм. Воспитание на этнокультурном материале способствует обострению у них внимания к духовным ценностям своего народа, интереса и уважения к его прошлому, что открывает большие возможности развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способного понимания и ценить то, что создано трудом людей.

Элементы хакасской национальной культуры, используемые в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, можно разделить на несколько групп:
1) Информация о природе родного нашего края (описания животных и растений, статьи, фотографии и т.д.);
2) Картины местных художников, архитекторов, поэтов и т.д., а также сведения об их творчестве;
3) Предметы быта, созданные мастерами местных народных промыслов и информация об этих промыслах;
4) Исторические сведения о регионе;
5) Материалы об истории, традициях, особенностях быта коренных народностей региона и т.д.

Учитывая особенности младших школьников (конкретность мышления, эмоциональность восприятия и т.д.), педагогу необходимо продумывать способы знакомства учащихся с краеведческим материалом.

Занятия по изобразительному искусству включают два вида работы: а) восприятие действительности и искусства; б) практическую художественную деятельность. Эти виды работы служат основными структурными компонентами содержания урока, но в зависимости от цели занятия один из видов играет ведущую роль. В связи с этим можно использовать различные формы и средства обучения. Эффективным средством является предварительная экскурсия в природу, музей, в процессе чего дети не просто вспоминают особенности тех или иных предметов, могут понаблюдать, рассмотреть их, что даст положительные результаты, дети смогут правильно и четко передать все особенности рассматриваемых предметов. Использование данного средства не только активизирует деятельность учащихся, но и придаст уроку эмоциональную окрашенность. Такая предварительная работа вызывает у учеников потребность высказаться, посредством рисования – воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют. На уроке, во время рассматривания картин, фотографий, дети не только знакомятся с родным краем и его традициями, но и развивается речь, так как детей просят высказаться. Также, на уроках изобразительного искусства можно предложить детям нарисовать сюжет к определенному произведению хакасского писателя, что развивает воображение детей.

Приобщение школьников к традиционной культуре также целесообразно начинать со знакомства с древними памятниками. Хакасию недаром называют музеем под открытым небом. Каменные изваяния, стены с антропоморфными изображениями, писаницы с наскальными рисунками все это очень интересно ребятам, и нет необходимости доказывать целесообразность проведение экскурсий к местам расположения древних памятников.

Во время проведения экскурсий необходимо рассказывать ученикам о происхождении наскальных рисунков, об их сюжетах и технике исполнения, о древних художниках и скульпторах, создавших рисунки на скалах, объемные каменные скульпторы и барельефы. Перед тем как отправиться на экскурсию, целесообразно побывать в районных, краеведческих музеях республики. Сотрудники этих музеев расскажут ребятам много интересного о местах расположения наскальных рисунков, каменных скульптур. Ученики, знакомясь с наскальными рисунками, писаницами, делают с них зарисовки, фотографии, собирая интересный изобразительный материал по древнему искусству хакасов. Материал этот можно использовать и при организации выставки в школе, и в качестве иллюстраций на уроках. На уроках рисования наскальные рисунки, изображения на каменных стелах и плитах могут послужить исходным материалом при разработке школьниками композиций на исторические темы и на темы древних легенд, хакасского эпоса.

Уроки изобразительного искусства по данным программам связанные с использованием элементов хакасской культуры призваны решать следующие задачи:
1. Повышение уровня знаний о родном крае – знакомство с его историей, традициями, культурой;
2. Воспитание патриотизма;
3. Формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;
4. Развитие творческого потенциала учащихся и их познавательной активности;
5. Формирование эмоционального опыта детей.

Таким образом, использование элементов хакасской культуры на уроках изобразительного искусства в начальной школе направлено на воспитание у учащихся эстетического отношения к культуре и искусству хакасов, народов Хакасии, культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на овладение первичными навыками рисования несложного по композиции народного орнамента хакасов и других народов Хакасии посредством использования разных художественных материалов и способов его изображения. Обучение и воспитание младших школьников на этнокультурном материале позволяет педагогам раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства своей родины, заложить основы эмоционального нравственного отношения подрастающего поколения к истории и культуре своего народа, значимость смысла жизни для самореализации и саморазвития человека, что в свою очередь будет способствовать формированию этнокультурной осведомленности.


Список литературы

  1. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. – Абакан, 2001. – 366 с.
  2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М.: 2001. – 384 с.
  3. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Учпедгиз, 2004. – 490 с.
  4. Капица О. И. Хакасская народная поэзия [Текст]/Капица О. И. – Абакан, 2009. – 336 с.
  5. Комарова Т. С., Зырянова. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 106 с.
  6. https://www.bestreferat.ru/referat-290509.html