УДК 342.9

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№30,

Юридические науки

Митин Юрий Иванович


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ; ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ENVIRONMENTAL OFFENSES; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ENVIRONMENTAL PROTECTION; ENVIRONMENTAL LEGISLATION.


Аннотация: В статье проанализированы проблемы экологических правонарушений на современном этапе развития административного законодательства. Выявлено современное состояние проблематики, а также первоочередные проблемы, требующие разрешения. Особое внимание уделено проблеме привлечения к административной экологической ответственности и рекомендациям законодателю, по нахождению путей решения выявленных проблем.

Несомненно, эффективное отправление правосудия, в том числе решение задач, поставленных перед административным правом в большей степени возможно посредством исполнения назначаемых наказаний. И сфера экологических правонарушений не является в данном вопросе исключением.

За совершенное экологическое правонарушение должна наступить ответственность, ведь в противном случае это может отрицательно сказаться на обществе в целом. Ведь, понимая, что за совершенное экологическое правонарушение не последовало наказания, будут и далее совершаться данные правонарушения, в связи с отсутствием ответственности. А интересы общества, государства, а также граждан, проживающих в нем, могут быть защищены лишь тогда, когда за совершенное экологическое правонарушение последует наказание [2, с. 223].

Применение административного наказания за экологическое правонарушение происходит вследствие назначения и исполнения административного наказания, в результате чего происходит привлечение лица к административной ответственности. От того, насколько оперативно, четко и правильно будет рассмотрено дело об экологическом правонарушении, правильно осуществлена квалификация, напрямую зависит эффективность отправление правосудия.

Безусловно, вопросы экологической безопасности в Российской Федерации так и остаются предметом первоочередной заботы. А решение их возможно посредством назначения административной ответственности за экологические правонарушения. Обеспечение безопасности в анализируемой сфере возможно за счет такого действенного средства, как административное наказание, применяемое за экологические правонарушения. Это универсальное средство, которое может оказать серьезное влияние на общественные отношения, оказывая влияние на правовой статус субъекта, совершившего экологическое правонарушение. При этом являясь довольно важной, экологическая сфера требует четкого управления и контроля со стороны государства [6, с. 164].

Несмотря на то, что число наказаний за экологические правонарушения в последние годы значительно снизилось, проблема так и остается актуальной, ведь по заключению экспертов, количество наказаний не свидетельствует о реальном положении в экологической сфере. Так, в предыдущем году общая сумма экологических штрафов составила 975 млн. руб., а это в 100 с лишним раз меньше, чем годовые взыскания за нарушения с автомобилистов. Однако, показатели высоки, и это не исключает тот факт, что в конечном итоге от экологических правонарушений страдает окружающая среда и общество в целом [7].

Анализ различной научной литературы показал, что на сегодняшний день нет единого мнения относительно того, как образом необходимо классифицировать различные виды экологических правонарушений. Так, в частности, можно выделить такие основания на классификации:
— в зависимости от того, какой вид природного ресурса, которому причиняется ущерб. Согласно такому делению выделяют такие правонарушения, как лесные, земельные и водные. То есть, когда происходит нарушение законодательства о животном мире, о недрах, атмосферном воздухе.
— в зависимости от характера вреда, который был причинен, загрязнена может быть в целом окружающая природная среда или какие-то ее отдельно взятые объекты; может происходить повреждение природных объектов, порча либо же вовсе уничтожение; может происходить истощение природных ресурсов, то есть их чрезмерное использование; природные ресурсы могут быть использованы нерационально.
— в зависимости от характера санкций, которые применяются. То есть зависит от того, какая наступит ответственность (такие виды правонарушений: уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения)
— в зависимости от той степени опасности, которая наступает в результате их совершения: экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения) [3, с. 86].

До изменений 2010 г. за совершение экологических правонарушений предупреждение как основное административное наказание было предусмотрено только ст. 8.29 КоАП РФ [1] по факту уничтожения (разорения) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных. Теперь же оно встречается в 11 составах административных правонарушений в сфере экологии. Было внесено более 50 изменений и дополнений в КоАП РФ в целях восстановления «авторитета» и расширения использования в правоприменительной практике предупреждения как главной воспитательно-профилактической санкции за административные деликты.

Современная правоприменительная практика сталкивается с множеством проблем, связанных с привлечением нарушителей к административной ответственности за экологические правонарушения.

Определенную проблему представляет собой сложность соблюдения процессуальных сроков административного расследования по делам о совершении экологических правонарушениях, что обусловлено спецификой рассматриваемых дел, которые включают так называемый «природный компонент».

Определенные сложности при привлечении к административной ответственности за экологические правонарушения создает и множественность субъектов реализации данного вида ответственности.

Значительное количество природоохранных структур и должностных лиц, призванных осуществлять контрольно-надзорные функции, ведет к затруднениям в правоприменении, дублированию функций и коррупции среди чиновников [4, с. 159].

Отметим также, что еще одной проблемой привлечения к административной экологической ответственности является излишняя мягкость норм ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды и их неадекватность масштабам экологических последствий.

Безусловно, лицо, совершившее экологическое правонарушение, должно понести соответствующую административную ответственность, и для этого необходимо слаженная работа органов, рассматривающих дела об экологических правонарушениях. Однако, как показал проведенный анализ, показатели все также остаются довольно высокими [5, с. 383].

На сегодняшний день необходимо нахождение новых путей не только совершенствования законодательной базы в сфере экологических правонарушений, но и государственного регулирования данного вопроса.

Законодателю целесообразно обратить внимание на федеральное природоохранное законодательство, в частности, с целью его совершенствования. На данный момент оно не соответствует тем экономическим отношениям, который существуют в современном обществе. В результате чего правовое поле по охране окружающей среды и природопользованию не развивается должным образом. Необходимо федеральное природоохранное законодательство направить на создание комплексной системы управления в анализируемой сфере.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.01. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Захарова Н.Ю. Некоторые проблемы в производстве по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды / Н.Ю. Захарова // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 222-224.
  3. Ипэк-Артамонова М.А. Соотношение экологических преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды / М.А. Ипэк-Артамонова, А.Г. Безверхое, В.С. Коростелёв; Самарская гуманитарная академия. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2015. 216 с.
  4. Кондрацова О.А. Экологическое преступление и правонарушение // Молодой исследователь Дона. 2020. № 2 (23). С. 159-162.
  5. Лясович Т.Г., Носенков А.П. Проблемы привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. 2019. С. 383-386.
  6. Саркисов О.Р. Ответственности за экологические преступления и правонарушения по российскому законодательству, проблемы его совершенствования // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 4. С. 164-166.
  7. Экологические нарушения вошли в зеленую зону. Сумма взысканий за вред природе составила менее 1 млрд руб. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4381178 (дата обращения: 01.03.2021).