УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

№30,

Педагогические науки

Козар Зульфия Михайловна


Научный руководитель: Мирошниченко В.В., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ПАТРИОТИЗМ; КУЛЬТУРА ЯЗЫКА; КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ; ЭТИЧЕСКАЯ НОРМА ОБЩЕНИЯ; PATRIOTISM; LANGUAGE CULTURE; COMMUNICATIVE COMPETENCE; ETHICAL NORM OF COMMUNICATION.


Аннотация: Статус татарского языка как государственного в условиях школьного образования предусматривает практическое овладение им и как средством общения, и как способом духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Овладение татарским языком как средством общения должно обеспечить способность и готовность русскоязычных учащихся к коммуникации в повседневной жизни.

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Для начального звена, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, характерно применение компетентностного подхода, появление которого связано с запросами общества и потребностями самой личности в образовании.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

Концепция модернизации российского образования гласит: чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, необходимо, прежде всего научить ребенка решать с помощью языковых средств те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов, но, прежде всего – воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

На сегодняшний день в России уже появились значимые научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются как российские исследователи П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман, так и зарубежные – Р. Барнет, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Нидерланды).

Не обошли стороной эту проблему и методисты по татарскому языку, положив в основу работы при преподавании татарского языка в иноязычной аудитории технологию формирования коммуникативной компетентности (Р. З. Хайдарова, Ф. Ф. Харисов и др.). И, как утверждают исследователи, данная система создает условия для увеличения словарного запаса, речевых навыков, знаний учащихся, способствует созданию языковой среды, также положительной мотивации к изучению татарского языка.

Поскольку формирование умений и навыков происходит на основе знаний о языке, то для более глубокого их восприятия и осознания необходима система упражнений. Во время выполнения упражнений происходит отработка навыков, а в дальнейшем и речевых умений.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к основным особенностям формирования коммуникативных компетенций у младших школьников относятся: формирование умений, которые позволяют видеть в собеседнике личность, коммуникативность ученика, его способности к сотрудничеству, использование для более экспрессивного выражения своих мыслей, жестов и мимики, умение ученика диагностировать ситуации в процессе коммуникации.

Исходя из опыта работы в школьной системе, в последние годы можно наблюдать следующую тенденцию: в начальных классах год за годом увеличивается количество детей, которым лингвист, писатель, публицист А. Р. Мурадова дает следующую характеристику: данное поколение «…либо двуязычно, либо владеет лишь языком титульной нации. Довольно часто эти люди воспринимают родной язык не от родителей, а от бабушек и дедушек, особенно, если те проживают в сельской местности и продолжают в обиходе пользоваться родным языком…» [1, с. 73.].

Однако, несмотря на это, процесс утраты престижа родного языка как средства коммуникации в современном обществе остановить можно. Этому способствуют определенные факторы:
1) наличие письменности и литературной традиции;
2) использование его в качестве (второго) административного языка, статус государственного языка;
3) использование языка в качестве языка богослужения;
4) изучение языка в школах, наличие языковых курсов;
5) мотивация носителей языка [1, с. 75].

Основными целями обучения младших школьников родному языку являются:
1. Формирование у обучающихся первичных (для русскоязычных подгрупп) знаний об изучаемом языке и основ коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять устное общение на татарском языке сначала на элементарном уровне в отдельных, наиболее типичных ситуациях затем на более сложном уровне. Для достижения данной цели необходимо использовать шаговую систему – от простого к сложному.
2. Воспитание у школьников чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам и культурам.
3. Развитие желания изучать родной язык и национальные традиции.
4. Развитие эмоциональных и творческих способностей учеников, их фантазии, готовности к взаимодействию.

Современный татарский ученик младшего школьного возраста еще не утратил своей национальной идентичности благодаря тому, что в первые годы жизни он познавал мир через родной язык и народную педагогику. Осваивая язык своих родителей, он воспринимал мир сквозь призму татарского языка. Лишь в процессе взросления менее востребованный в обществе родной язык, постепенно начал сдавать свои позиции в его жизни, в пользу «титульного» языка [1, с. 70].

Таким образом, современный учитель татарского языка должен заниматься не только обучением грамоте и чтению на родном языке, но и воспитанием у детей устойчивого национального самосознания, чувства патриотизма, гордости и уверенности в будущем своего народа. Кроме этого, желание и стремление сохранить национальную целостность, самобытность и культуру, прилагая для этого все возможные усилия.


Список литературы

  1. Мурадова А.Р. Как исчезают языки и как их возрождают. Языковое разнообразие в киберпространстве: российский и зарубежный опыт: сборник аналитических материалов / Сост.: Е.И.Кузьмин, Е.В. Плыс. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 218 с.