УДК 342.9

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ПРИЗНАКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

№30,

Юридические науки

Аметов Лемар Дурсинович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ПОНЯТИЕ; ПРИЗНАКИ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ДЕЙСТВИЕ; БЕЗДЕЙСТВИЕ; ПРОТИВОПРАВНОСТЬ; ВИНОВНОСТЬ; НАКАЗУЕМОСТЬ; ADMINISTRATIVE OFFENSE; CONCEPT; SIGNS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ACTION; INACTION; ILLEGALITY; GUILT; PUNISHABILITY.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализировано понятие, а также установлены, признаки, которые характеризуют административное правонарушение. Установлено, что в случае отсутствия в деянии состава административного правонарушения привлечь лицо, которое его совершило, к административной ответственности будет невозможно.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) [1], под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность наступает только в случае, когда совершенные правонарушения по своему характеру не влекут за собой наступление в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

В связи с этим, в настоящее время понятие административного правонарушения в российском законодательстве и правовой науке также связано, прежде всего, с карательным характером административной ответственности.

Рассматривая административное правонарушение с точки зрения деяния, можно сказать, что оно заключается в единстве психического и физического человеческого поведения, которое контролируется сознанием человека и выражено в мотивированном действии или бездействии, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Таким образом, административное правонарушение является волевым и осознанным актом, включающим в себя: средства, цель, результат, непосредственно сам процесс деяния. Кроме того, рассмотрение данного правонарушения невозможно без изучения ряда личностных категорий, таких как, например, психологическое отношение к содеянному, ценностные ориентации и мотивы [3, с. 910].

Административное правонарушение представляет собой разновидность отклоняющегося поведения (деяния), которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие.

Действие в данном случае выражено в активном нарушении какой-либо установленной законом обязанности или требования (запрета, стандарта правила, нормы). К примеру, в случае управления автомобилем водителем, который находится в состоянии алкогольного опьянения.

Бездействие представляет собой, наоборот, пассивное поведение лица. Бездействие выражено в не совершении лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (к примеру, невыполнение родителями такой обязанности как воспитание своих детей).

Сущность административного правонарушения сводится к его общественной опасности. Так, закрепляя на законодательном уровне обязательные правила поведения, государство предполагает, что в случае их нарушения возможно применение государственного принуждения. Именно общественная опасность административного правонарушения влечет за собой ответственность за его совершение. Отсутствие подобного признака говорит и об отсутствии самого административного правонарушения. Однако, в отличие от понятия преступления, в ст. 2.1 КоАП РФ в числе признаков административного правонарушения общественная опасность не названа.

Любое административное правонарушение нарушает определенный сложившийся в обществе порядок, наносит ему вред, посягает на согласованность управленческих правоотношений. Нежелательный результат административного правонарушения выражается как в реальном вреде (например, неоплаченный проезд в общественном транспорте), так и в создании положения для наступления вреда (к примеру, нарушение противопожарных норм и правил).

Кроме того, выделяют такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность, наказуемость.

Противоправность административного правонарушения является юридическим выражением такого его признака, как общественная опасность. Законодатель, одновременно с признанием какого-либо действия или бездействия общественно опасным деянием, регламентирует правовые запреты на их совершение. Противоправность заключается в совершении лицом конкретных запрещенных нормой права действий или в не совершении действий, установленных, например, предписанием (иным правовым актом).

Таким образом, административное правонарушение посягает общественные отношения, которые охраняются и регулируются нормами административного права.

Одновременно с этим, противоправное деяние законодатель не ставит в зависимость с обязательным возникновением каких-либо вредных последствий. Для признания лица виновным в совершении административного правонарушения требуется наличие непосредственно факта правонарушения (невыполнения) законных требований, в связи с тем, что административные правонарушения считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы каким-либо общественным отношениям [4, с. 264].

Помимо прочего, противоправность административного правонарушения заключается в нарушении деянием правовых норм различных отраслей права (к примеру, земельного, гражданского, трудового, экологического законодательства). Выполнение норм данных отраслей права охраняется мерами административной ответственности.

В связи с этим, меры административного наказания могут применяться только лишь тогда, когда конкретное деяние регламентировано правовой нормой. Деяние, которое не является противоправным (направленным против правовой нормы), не может классифицироваться как административное правонарушение, и, соответственно, не повлечет за собой наступление административной ответственности.

Таким образом, противоправность административного правонарушения подразумевает, что совершением проступка обязательно будет нарушена правовая норма. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением, если при этом не были нарушены правовые нормы. К примеру, за управление не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей. Указанное административное правонарушение связано с нарушением правил, установленных абз. 3 п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации [2], в соответствии с которыми водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство.

Административное правонарушение представляет собой выражение разума и воли действующего (или бездействующего) лица. В любом обществе действуют граждане, которые обладают сознанием, поступают обдуманно и стремятся к определенным целям. Люди, совершая определенный проступок, непременно осознают его результат, могут предугадать и учесть последствия его совершения.

Виновность административного правонарушения заключается в том, что оно совершается при наличии вины. Вина является психическим отношением нарушителя правовой нормы к совершенному им общественно опасному, противоправному действию (бездействию) и его последствиям.

Наличие вины нарушителя правовой нормы в той или иной степени представляет собой признак административного правонарушения. При отсутствии вины противоправное деяние не может считаться административным правонарушением.

При совершении административного правонарушения вина может выступать как в форме умысла, так и в форме неосторожности. При этом существует так называемая презумпция невиновности, согласно которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ регламентирует, что при рассмотрении дел об административном правонарушении необходимо установить виновность лица в его совершении.

Специфика установления вины юридических лиц закреплена законодательно в ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ. Так, юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения в случае, если у него была возможность исполнить правовые нормы, за нарушение которых установлена административная ответственность, но указанным юридическим лицом не все зависящие от него меры по соблюдению данных правовых норм приняты не были.

Следующим признаком административного правонарушения является его административная наказуемость. Любое действие (бездействие) признается административным правонарушением лишь в случае установления административной ответственности за его совершение.

Признак административной наказуемости стоит в тесной взаимосвязи с последствиями применения мер административной ответственности. Суть данных последствий сводится к тому, что применение к нарушителю правовой нормы административного наказания влечет возникновение для него состояния административной наказанности.

Кроме того, в правовой статус правонарушителя включается элемент, который характеризует его новое правовое положение. Так, состояние административной наказанности длится, по общему правилу, в течение одного года с даты, когда заканчивается исполнение постановления о назначении административного наказания. По истечении указанного срока, состояние административной наказанности автоматически аннулируется, никакого дополнительного решения суда, государственного органа или должностного лица для этого не требуется [5, с. 240].

После окончания указанного срока лицо считается не подвергнутым административному наказанию. Повторное совершение административного правонарушения в момент административной наказанности и до истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, влечет, как за собой возникновение более сурового административного наказания (к примеру, начисление штрафа в большем размере, административного ареста и т.д.).

Признак наказуемости подразумевает наличие административной ответственности за совершение конкретного деяния (проступка). В ряде случаев, совершение противоправного деяния может повлечь наступление другого вида ответственности (например, дисциплинарной).

В случае, когда противоправное деяние не повлекло наступление никакой ответственности, оно, несмотря на свою противоправность, и общественную опасность, не является административным правонарушением.

К примеру, в черте населенных пунктов разрешено движение транспортных средств со скоростью, не превышающей 60 км/ч. Одновременно с этим, ст. 12.9 КоАП РФ регламентирует наступление административной ответственности за превышение установленной скорости движения автомобиля в 20 км/ч. Таким образом, если автомобиль двигается, к примеру, в деревне со скоростью 76 км/ч, это действие будет противоправным. При этом административная ответственность за такое действие не последует, потому что не является административно наказуемым деянием.

Подобное деяние содержит в себе некоторые признаки, которые характерны и для административного правонарушения (такие, например, как общественная опасность, виновность, противоправность). Однако, отсутствие у подобного деяния такого признака как наказуемость, и не делает его административным правонарушением.

Однако, не за каждое деяние, даже если оно будет содержать в себе все вышеназванные признаки, наступит административная ответственность. В случае отсутствия в деянии состава административного правонарушения привлечь лицо, которое его совершило, к административной ответственности будет невозможно.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2020) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // «Российские вести», № 227, 23.11.1993.
  3. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты определения понятия состава административного правонарушения // Административное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 910-917.
  4. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп./ М.: РГ-Пресс, 2019. – 456 с.
  5. Россинский Б. В. Административное право: Учебник для вузов / Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., — 6-е изд., пересмотр. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М., 2019. – 640 с.