УДК 342.9

СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

№30,

Юридические науки

Сычев Максим Сергеевич


Ключевые слова: СТАДИЯ; ПРОИЗВОДСТВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ИНОСТРАННЫЕ ЛИЦА; ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; ВЫДВОРЕНИЕ; ДЕПОРТАЦИЯ; STAGE; PROCEEDINGS; ADMINISTRATIVE OFFENCES; FOREIGN PERSONS; STATELESS PERSONS; EXPULSION; DEPORTATION.


Аннотация: В настоящей публикации автором осуществляется исследование стадий производства по делам об административных правонарушениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства в области обеспечения режима их пребывания на территории Российской Федерации. Указывается на наличие проблем, существующих в исследуемой сфере, и предлагаются изменения в действующее законодательство, которые позволят отмеченные проблемы устранить.

Производство по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются иностранные граждане и лица без гражданства, происходит по определенным этапам, сменяющих друг друга, которые именуются стадиями. Стадии производства по делам об административных правонарушениях иностранных граждан и лиц без гражданства выступает ключевыми элементами этого производства.

Процессуальная стадия трактуется как совокупность процессуальных действий и решений, которые принимаются специально уполномоченными органами, и при этом объединены взаимной задачей и итоговым заключением по административному делу.

Наиболее распространенными административными правонарушениями, субъектами которых являются иностранные граждане и лица без гражданства, являются правонарушения, совершаемые в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Следовательно, на примере данного вида правонарушения исследуем стадии, по которым проходит производство по делам об административных правонарушениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Особенности производства по административным правонарушениям, субъектами которых выступают иностранные граждане и лица без гражданства, связаны с наличием в составе такого рода правонарушений специального субъекта. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают специфическим административно-правовым статусом, чем и обусловлены вышеназванные особенности.

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере миграции заключается в осуществлении ряда процессуальных мероприятий компетентными органами, объединенных при этом последовательными стадиями.

Начало производства ознаменуется стадией возбуждения дела об административном правонарушении в сфере миграции. Момент возбуждения дела об административном правонарушении связан с характером правонарушения, условиями его совершения.

Необходимо отметить важность и значимость сбора первичного материала и доказательств по делу на данной стадии производства по делу об административном правонарушении. Перечень административных правонарушений, по которым обязательным этапом является проведение административного расследования, закреплен в ст. 28.7 КоАП РФ [1]. Административное расследование выступает отдельной формой производства по делам об административных правонарушениях конкретных категорий, определенных в законодательстве. Административные правонарушения в сфере миграции отнесены законодателем к данной категории, поэтому проведение административного расследования по данной категории дел является обязательным.

Пробелом в правовом регулировании и в действующем законодательстве является отсутствие в содержании КоАП РФ дефиниции «административное расследование». Пленум Верховного Суда РФ при помощи судебного толкования осуществил попытку устранить этот пробел в своем Постановлении от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором дано понятие административного расследования [3].

Административное расследование – это административно-процессуальная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по осуществлению экспертизы или иных процессуальных действий, нацеленных на установление фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения и их юридическую квалификацию [4, с. 7].

При существовании и доказанности необходимости, основываясь на положениях ст. 28.7 КоАП РФ, административное расследование может проводиться по всем видам административных правонарушений, закрепленных в главе 18 КоАП РФ.

Выделим виды административных правонарушений в сфере миграции, по которым наиболее целесообразно проводить административное расследование. К ним необходимо отнести следующие составы административных правонарушений, указанные в ст. 18.9, ст. 18.15, ст. 18.16, ст. 18.17, ст. 18.18, ст. 18.19, ст. 18.20, ст. 19.27 КоАП РФ.

При помощи административного расследования компетентными лицами государственных органов реализуются процессуальные действия, в процессе которых происходит сбор доказательств. Срок административного расследования согласно положениям КоАП РФ составляет один месяц. На отправку копии протокола об административном правонарушении законодателем установлен срок в три дня с момента его составления.

Что касается производства по делам об административных правонарушениях в сфере миграционного законодательства, то в отношении их КоАП РФ предусматривает возможность проведения упрощенного производства.

Для административных правонарушений сфере миграционного законодательства КоАП РФ предусмотрены общие сроки для такого процессуального действия, как направление протокола в суд или должностному лицу, в сферу компетенции которого входит его рассмотрение.

Среди административных наказаний в санкциях главы 18 КоАП РФ содержится такой вид, как административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Отмеченный вид административного наказания может быть назначен только судьей федерального уровня. Протокол об административном правонарушении, за совершение которого могут быть назначены указанные административные наказания, должен быть передан на рассмотрение судье сразу после его составления.

Пленум Верховного Суда РФ в уже упомянутом Постановлении № 5 от 24 марта 2005 года указывает на недостатки протокола об административном правонарушении с позиций полноты исследования всех обстоятельств нарушения и информации о субъекте, который совершил данное нарушение. Высшей судебной инстанцией также обращалось внимание на то, что в обязательном порядке должна быть соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении.

Вторая стадия производства по делу об административном правонарушении исследуемой категории – рассмотрение дела, в ходе которого принимается решение о возможности в дальнейшем пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Что касается подсудности дел об административных правонарушениях, то их рассмотрение проходит в суде по месту, где нарушение было совершено. Срок, в течение которого административное дело о нарушении миграционного законодательства должно быть рассмотрено, составляет пятнадцать дней.

Рассмотрение дела об административном правонарушении миграционного законодательства судом может быть осуществлено на протяжении двух месяцев с того момента, когда протокол об административном правонарушении поступил в суд.

Если по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть назначено административное выдворение, то его необходимо рассмотреть в тот же день, когда протокол об административном правонарушении, другие материалы дела поступили в суд. Если субъект административного правонарушения был подвергнут административному задержанию, материалы дела об административном правонарушении должны быть рассмотрены и принято по ним решение на протяжении 48 часов с момента, когда лицо было задержано.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении миграционного законодательства не составляется. Это связано с тем, что дела данной категории рассматриваются единолично должностными лицами Главного управления по вопросам миграции МВД РФ или судьей.

Если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, связанном с режимом пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, должностным лицом Главного управления по вопросам миграции или судьей будет установлено, что субъект правонарушения не владеет русским языком или языком субъекта Российской Федерации, на территории которого рассматривается дело, в связи с чем не имеет возможности предоставить достаточные сведения о себе, то они обязаны назначить переводчика в установленном законом порядке [5, с. 86].

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается в двух случаях:
— когда выносится постановление о назначении административного наказания;
— когда прекращается производство по делу об административном правонарушении.

После окончания рассмотрения административного дела осуществляется оглашение постановления, принятого судьей или должностным лицом Главного управления по вопросам миграции МВД РФ. Днем вынесения постановления считается тот день, когда оно было изготовлено в полном объеме.

Далее происходит вручение под расписку копии постановления об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, или его законному представителю. Копия постановления об административном правонарушении может быть выдана также потерпевшему, если он ходатайствовал об этом. Также возможна отправка указанных копий почтовым отправлением, на что законодателем выделен срок в три дня, исчисление которых начинается с момента вынесения постановления об административном правонарушении [6, с. 11].

Если иностранным гражданином на территории Российской Федерации было совершено административное правонарушение, после чего он покинул ее пределы, в связи с чем не представляется возможным осуществлять процессуальные мероприятия в его присутствии, то все собранные материалы по административному делу после его возбуждения и расследования подлежат передаче в Генеральную прокуратуру РФ. После передачи материалов административного дела Генеральной прокуратурой РФ принимается решение, опосредующее процедуру передачи всей информации в компетентные органы государства, гражданином которого является иностранец. В дальнейшем компетентными органами иностранного государства в отношении иностранца, совершившего административное правонарушение, будет осуществляться административное преследование.

Вступление в силу постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении, связано со следующими обстоятельствами:
1) истечение срока, предусмотренного для обжалования постановления – десять дней с момента его вынесения, если его не обжаловали и не опротестовали заинтересованные лица;
2) истечение срока, предоставленного для обжалования решения по жалобе, протесту, что возможно на протяжении десяти календарных дней, если оно все же не было обжаловано или опротестовано. Исключение составляют случаи, когда вынесенное постановление отменено решением;
3) сразу после его вынесения, когда постановление не может быть обжаловано по жалобе или протесту. Исключение составляют случаи, когда вынесенное постановление отменено решением.

Если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении виновному субъекту было назначено административное наказание в виде административного штрафа, то он должен быть уплачен на протяжении шестидесяти дней с того момента, когда постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу. Возможны также случаи, когда лицу, в отношении которого назначен административный штраф, по его заявлению предоставляется отсрочка или рассрочка его уплаты. В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства совершили административное правонарушение, при этом не достигли совершеннолетнего возраста, в связи с чем не имеют самостоятельных источников дохода, взыскание административного штрафа происходит с его родителей или законных представителей.

Если по истечении тридцатидневного срока в суд или орган, который вынес постановление о наложении административного штрафа, не поступило документальных подтверждений уплаты административного штрафа лицом, в отношении которого выносилось постановление, то они обязаны в трехдневный срок направить это постановление с соответствующей пометкой в Федеральную службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы назначенного административного штрафа.

Также в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностным лицом, которое рассматривало дело об административном правонарушении в сфере миграционного законодательства и назначило данный вид наказания, составляется дополнительно протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Если дело о нарушении требований законодательства в сфере пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, рассматривалось судьей, то дополнительный протокол об административном правонарушении по ч. 4.1 ст. 20.25 КоАП РФ будет составлен судебным приставом – исполнителем Федеральной службы судебных приставов.

Оформление исполнения данного вида административного наказания осуществляется в виде двустороннего (при публичной передаче официальным представителям иностранного государства) или одностороннего акта (когда территорию Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства покидает самостоятельно). Указанный акт подлежит приобщению к материалам исполнительного производства и постановлению, по которому было назначено административное выдворение.

Срок исполнения постановления о назначении административного выдворения в случае самостоятельного контролируемого выезда иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации составляет пять дней. Исчисление данного срока связано с датой вступления в силу постановления судьи о назначении административного выдворения за пределы РФ.

Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ осуществляется контроль за исполнением постановление об административном выдворении за территорию нашего государства иностранного гражданина или лица без гражданства самостоятельно.

Произведенные реформы в сфере органов исполнительной власти, принятие Федерального закона «О полиции» [2] опосредуют разработку нового законодательного акта, в котором бы было осуществлено четкое разграничение предметов ведения Главного управления по вопросам миграции МВД РФ и органов внутренних дел в области исполнения такого наказания, как административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. В настоящее время такой нормативно-правовой акт отсутствует, что приводит к проблемам в правоприменительной практике.

На сегодняшний день отсутствует унифицированный подход к процедуре административного выдворения за пределы нашего государства иностранных граждан и лиц без гражданства, которые совершили административное правонарушение. Имеющиеся пробелы в правовом регулировании, коллизии, отсутствие унифицированного подхода могут повлечь нарушения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых было назначено административное выдворение, что недопустимо. Следовательно, данная сфера должна быть проработана законодателем во избежание подобных нарушений.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 1 (часть 1). – Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О полиции» // Российская газета. 2011.8 февраля.
  3. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. – 2005. — № 80. – 19 апреля.
  4. Калюжный Ю. Н. Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2005. – 24 с.
  5. Настольная книга помощника судьи: организация работы и административное судопроизводство / под общ. ред. Ю. П. Гармаева, А. О. Хориноева. Иркутск, 2010. Вып. 3. – 496 с.
  6. Максимов И. В. Административные наказания в системе мер административного принуждения (концептуальные проблемы): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. – 23 с.