УДК 314.335

ОСНОВА И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОГО ПОДНЯТИЯ СУММАРНОГО КОЭФФИЦИЕНТА РОЖДАЕМОСТИ

№29,

Социологические науки

Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)


Ключевые слова: ДЕМОГРАФИЯ; ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ; ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА; ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС; РОЖДАЕМОСТЬ; ДЕПОПУЛЯЦИЯ; МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ; ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД; DEMOGRAPHY; POPULATION SIZE; DEMOGRAPHIC POLICY; DEMOGRAPHIC CRISIS; FERTILITY; DEPOPULATION; MATERNITY CAPITAL; DEMOGRAPHIC TRANSITION.


Аннотация: Проанализирован уровень рождаемости в сельскохозяйственных, индустриальных и постиндустриальных обществах. Описаны факторы, влияющие на величину суммарного коэффициента рождаемости. Выявлено, что главным фактором, от которого зависит рассматриваемый коэффициент, является размер полной экономической выгоды для семьи от рождения ребенка. Обнаружена сущность демографического перехода. Даны рекомендации для поднятия суммарного коэффициента рождаемости в два и более раз.

Annotation: The birth rate in agricultural, industrial and postindustrial societies is analyzed. The factors influencing the value of the total fertility rate are described. It was revealed that the main factor on which the considered coefficient depends is the size of the full economic benefit for the family from the birth of a child. The essence of the demographic transition is revealed. Recommendations are given for raising the total fertility rate by two or more times.


§ 1. Исходные данные

Основой для формулирования рекомендаций радикального поднятия коэффициента рождаемости служат три моих статьи.

Первая статья. В статье «Схема и принципы школьного образования, которое к 18 годам сформирует духовного свободного, творчески развитого, здорового и патриотично настроенного специалиста» сказано [6, с. 245-246.]:

«Родителям и обществу не следует опасаться того, что какие-либо уникальные способности ребенка окажутся не развитыми из-за недостатка образованности – выдающихся и гениальных людей ничтожное количество, а остальные, в соответствии с законом о 99% людей, после соответствующего обучения, могут успешно выполнять свыше 99% работ [3, с. 16-21]. Воспитать и вырастить ребенка до 18 лет семье стоит порядка 100 средних зарплат [3, с. 16]. После 18 лет семья вынуждена содержать фактически взрослого человека в течение 5 лет (то есть 60-и месяцев) плюс оплачивать ему стоимость самого обучения в ВУЗе и еще давать деньги на развлечения, то есть потратить на молодого человека надо дополнительно примерно 100 средних зарплат. Как видно, затраты семьи на воспитание ребенка до 18 лет можно принять равными затратам семьи на получение молодым человеком высшего образования. Таким образом, если семья с двумя детьми финансово готова дать своим отпрыскам высшее образование, то, по уровню финансовой нагрузки на семью, это равносильно тому, чтобы вырастить четверых детей до 18 лет, дав им специализированное среднее образование.

Реализация только одного этого способа способна радикально поднять рождаемость: уменьшение финансовой нагрузки на семью в два раза позволяет потенциально рассчитывать на двукратное увеличение суммарного коэффициента рождаемости!

Суммарный коэффициент рождаемости в стране зависит:

1) от религиозных установок в каждой отдельной семье,
2) от распределения ролей между отцом и матерью в ведении домашнего хозяйства в каждой отдельной семье,
3) от размера доходов каждой отдельной семьи в денежной и в натуральной форме,
4) от ощущения того, что последующее поколение в каждой отдельной семье будет жить лучше или хуже предыдущего;
5) от количества детей, рожденных у предыдущего поколения в каждой отдельной семье,
6) от уровней младенческой и подростковой смертности в стране,
7) от степени трудности вхождения молодых людей во взрослую социальную жизнь,
8) от доступности индивидуальных развлечений (возможность посещать всевозможные зрелища, путешествовать и так далее),
9) от общего количества внебрачных интимных связей в обществе,
10) от юридического и финансового влияния государства на институт семьи, включая материальную помощь, процедуру усыновления, систему алиментов [3, с. 137-144] и так далее;
11) от количества детей, рожденных у известных публичных личностей;
12) от культурных установок в обществе, связанных с деторождением (ожидаемый возраст вступления в брак; одобряемое количество времени, которое родители должны уделять воспитанию ребенка, и так далее);
13) от интенсивности пропаганды деторождения в СМИ, а также других факторов, поэтому принятие описанной в данной статье схемы школьного образования не обязательно увеличит число средний коэффициент рождаемости именно в два раза – коэффициент рождаемости может увеличиться, например, или в полтора раза, или в два с половиной раза, или на другую величину.

Для сохранения численности населения на постоянном уровне средний коэффициент рождаемости должен быть равен примерно 2,1 ребенка на одну женщину, но для множества современных стран (например, США, Канада, Куба, Бразилия, Чили, Австралия, Таиланд, Вьетнам, Китай, Иран, Южная Корея, Япония, Россия, Украина, Венгрия, Польша, Германия, Норвегия, Франция, Великобритания, Испания, Италия, Сербия и других государств) в настоящее время ниже 2,0 [7].

Числовой пример. Если в рассматриваемом государстве средний коэффициент рождаемости равен 1,5 ребенка на одну женщину, тогда применение описанной в данной статье системы школьного образования потенциально может увеличить средний коэффициент рождаемости примерно вдвое – до 3,0 ребенка на одну женщину (причем без каких-либо дополнительных финансовых затрат как со стороны общества и государства, так и со стороны семьи); то есть, можно ожидать, что средний коэффициент рождаемости в этой стране станет равным от 2,0-2,5 до 3,5-4,0 рождений на одну женщину».

Вторая статья. В статье «Отличия современного брака от традиционного и принципы для улучшения качества гетеросексуального брака в современном обществе» даны принципы для улучшения качества современного гетеросексуального брака в современном обществе [4, с. 157-158]:

«1. Равноправие для женщин, находящихся в разных типах отношений

Современное общество не дает равноправия женщинам, находящихся в разных типах отношений: официальная жена имеет прав больше, чем постоянная любовница; женщина, состоящая в длительных отношениях, или гражданская жена, поэтому официальной женой должны признаваться такие нынешние формы отношений как официальная жена, женщина, состоящая в длительных отношениях с одним мужчиной (примерно, от года и дольше); постоянная любовница и гражданская жена. Данный принцип избавляет женщин от многолетних бесплодных отношений, а мужчин заставляет более ответственно подходить к отношениям.

  1. Только взаимная любовь

В современном обществе распространено моральное принуждение мужчины к браку с целью воспрепятствования рождения у него или у его подруги внебрачного ребенка. Также встречаются и другие цели морального принуждения одного из будущих супругов к вступлению в брак. Так быть не должно: основанием для заключения брака должна быть только и исключительно взаимная любовь между мужчиной и женщиной.

  1. Любая форма заключения брака

Для заключения брака должно быть достаточно любой формы – устной или письменной, а также определенного поведения: ведение совместного хозяйства или систематическая финансовая помощь должны являться основанием для признания таких отношений официальным браком. Этот принцип позволяет признавать браком практически все виды долговременного партнерства. Принцип 3, как и принцип 1, избавляет женщин от многолетних бесплодных отношений, а мужчин заставляет более ответственно подходить к отношениям.

(разрыв цитаты)

  1. Всем хорошо после развода

Юридическая система должна делать так, чтобы бывшие супруги сохраняли хорошие отношения после развода; кроме того, в воспитании общих детей должны принимать участие оба бывших супруга, а не только мать. Если в обществе большинство бывших супругов находятся в плохих отношениях, то это вина юридической системы страны, а не бывших супругов. Данный принцип направляет решение проблем, возникающих в процессе и после развода, не на бывших супругов, а на независимую третью силу – на силу закона, которая должна сбалансировать интересы всех сторон и не позволить обидеть слабого».

Третья статья. В статье «Система уравнений общественного баланса» описана [5, с. 319-321]:

«система уравнений, связывающая воедино валовой внутренний продукт и налоговую систему рассматриваемого государства с расходами на детей, взрослых и стариков:

Систему уравнений (1) можно назвать уравнениями общественного баланса; уравнение G = KGD * D можно назвать формулой (уравнением) молодежно-пенсионного баланса, а уравнение GDPS= KFM * M можно назвать формулой (уравнением) отдачи взрослых людей всему обществу.

GDPS – это суммарный ВВП общества в рассматриваемом году.

GDPS – это абсолютно все, что было произведено обществом в рассматриваемом году, без исключений.

(разрыв цитаты)

GDPS = GDP (официальный ВВП страны) + GDP (теневой экономики) + GDP (самостоятельного производства и потребления) + GDP (неоплачиваемой помощи) + GDP (прочий)

(разрыв цитаты)

G – это все финансовые затраты общества в данному году на рождение, воспитание и обучение детей до того момента, когда они не начнут работать.

(разрыв цитаты)

М – это все финансовые затраты общества в рассматриваемом году на все траты и накопления взрослых людей.

(разрыв цитаты)

D – это все финансовые затраты общества в рассматриваемом году на поддержание существования неработающих пожилых людей, в том числе – на некоторые накопления, которые делают старики, а также затраты на их похороны.

(разрыв цитаты)

KGD – это коэффициент жизни и смерти общества

KGD является безразмерной величиной и может измеряться как в единицах, так и в процентах.

Дети – это наступающее будущее общества, а неработающие пожилые люди – это уходящее прошлое общества, поэтому трудящиеся взрослые люди не должны тратить на стариков денег больше, чем на детей, поэтому KGD в обществе, которое увеличивает свою численность, должен быть больше 1.

KFM – это коэффициент финансовой нагрузки на взрослых людей в обществе.

(разрыв цитаты)

KFM является безразмерной величиной и может измеряться как в единицах, так и в процентах.

KFM напрямую зависит от уровня налоговой нагрузки в обществе: чем уровень налоговой нагрузки выше, тем коэффициент финансовой нагрузки на взрослых людей в обществе KFM больше.

KFM > 1 и KFM ≠ 1, так как затраты общества на взрослых людей не могут превышать все доходы общества (если не брать деньги в долг).

Общий смысл системы уравнений общественного баланса такой:

GDPS – это все, абсолютно все доходы общества за год.

G+M+D – это все, абсолютно все расходы общества за год.

Как видно, в любом обществе, его доходы равны всем расходам общества за год (если не брать деньги в долг).

В системе уравнений общественного баланса ключевым является коэффициент KGD , который связывает между собой величины G, M и D, не позволяя им существовать независимо друг от друга.

(разрыв цитаты)

KGDconst , что позволяет обществу регулировать само себя».

В целом, как видно, хотя рождаемость и зависит от множества факторов, но среди них есть главный и основной – это фактор денег.

§ 2. Главный фактор, регулирующий рождаемость. Демографический переход

Основным и самым главным фактором, от которого зависит размер суммарный коэффициент рождаемости (коэффициент суммарной рождаемости или просто коэффициент рождаемости), является размер полной экономической выгоды для семьи от рождения ребенка.

Если следующего ребенка семье экономически выгодно завести, тогда пара будет стараться так и сделать.

Если же следующего ребенка семье экономически завести не выгодно, тогда пара постарается нового ребенка не заводить.

Определение №1. Полная (суммарная) экономическая выгода для семьи от рождения ребенка – это сумма экономической выгоды для семьи плюс экономическая помощь от государства или локальной общины.

Определение №2. Экономическая выгода для семьи от рождения ребенка – это сумма дохода в натуральном и (или) денежном эквиваленте, который ребенок приносит семье своих родителей на протяжении обеих их жизней.

Если полная экономическая выгода для семьи от рождения единственного ребенка отрицательная, то такая семья будет стараться завести одного ребенка или остаться бездетной.

Пример №1. Примерами обществ с высокой экономической выгодой являются сельскохозяйственные общества, построенные на ручном труде:

  1. Экономическая помощь от государства нулевая.
  2. Помощь от локальной общины ненулевая, но небольшая.
  3. Пенсионная нагрузка отсутствует.
  4. Дети начинают трудиться с 5-6 лет, помогая старшим работать в поле или ухаживать за сельскохозяйственными животными.

Как видно, в сельскохозяйственных обществах, построенных на ручном труде, дети являются экономически выгодными для семьи, так как еще с малых лет они не только работают на собственное пропитание, но также и на рост общего благосостояния семьи. В таких сельскохозяйственных обществах лимитирующими факторами для прироста населения являются недостаток пригодной для выращивания культурных растений земли (и, как следствие, – голод) плюс низкое качество медицинского обслуживая.

Пример №2. Примерами обществ со средней экономической выгодой от рождения детей являются индустриальные общества, построенные на ручном и механическом труде:

  1. Экономическая помощь от государства нулевая.
  2. Помощь от локальной общины нулевая.
  3. Пенсионная нагрузка небольшая.
  4. Дети начинают трудиться с 6-12 лет на заводах и фабриках.

Как видно, в индустриальных обществах, построенных на ручном и слабо механизированном труде, заводить большое количество детей уже не так выгодно, как в сельскохозяйственных обществах, построенных на ручном труде. В таких индустриальных обществах лимитирующими факторами для прироста населения являются затраты на среднее образование и низкое качество медицинского обслуживания.

Пример №3. Примерами обществ с низкой экономической выгодой от рождения детей являются современные постиндустриальные общества:

  1. Экономическая помощь от государства небольшая.
  2. Помощь от локальной общины нулевая.
  3. Уровень пенсионной нагрузки высокий.
  4. Дети начинают трудиться с 22-25 лет после получения высшего образования.

Как видно, в постиндустриальных обществах, основанных на услугах и механизированном труде, заводить большое количество детей уже не так выгодно, как индустриальных обществах. В таких постиндустриальных обществах основным лимитирующим фактором для прироста населения является высокий уровень затрат на получение высшего образования.

Именно в высоком уровне финансовых и временных затрат семьи на воспитание и образование ребенка скрыта сущность демографического перехода, который привел к многократному снижению рождаемости во многих странах в 19-21 веках.

§ 3. Основные факторы, влияющие на суммарный коэффициент рождаемости

  1. Социальный баланс.

При соблюдении пропорций социального баланса общества развивается гармонично: есть деньги на стариков, есть деньги на увеличение численности населения, а уровень налогов приемлемый. Если пропорции социального баланса нарушаются, как, например, это показывают расчеты по России в 2010-2016 годах [5, с. 322-323], тогда рассматриваемое общество вымирает.

  1. Возраст начала трудовой деятельности.

От возраста начала трудовой деятельности напрямую зависит финансовое благополучие семьи: если этот возраст увеличивается, тогда рождаемость падает, и наоборот.

  1. Стоимость получения образования.

Чем больше лет требуется ребенку для получения обычного для данного общества образования, тем больший размер финансовой нагрузки ложится на семью. В целом, чем образование дороже, тем рождаемость оказывается меньше, и наоборот.

  1. Коэффициент жизни и смерти общества.

Если коэффициент жизни и смерти общества растет, тогда и рождаемость в обществе растет, и наоборот.

  1. Государственная поддержка при рождении ребенка.

Размер государственной помощи при рождении ребенка обычно невелик, поэтому существенного влияния на рождаемость не оказывает, а значит, и такая помощь и не нужна. Например, в России эта помощь называется материнским капиталом, и ее размер в начале 2010-х годов составлял более 350-400 тыс. руб (размер материнского капитала в РФ по годам, в тыс. руб: 2010 – 343,4; 2011 – 365,7; 2012 – 386,7; 2013 – 409,0; 2014 – 429,4 [1]) притом, что воспитание ребенка до 18 лет стоит порядка ста средних зарплат по стране [3, с. 16] или около 2-3 млн руб (средняя зарплата в РФ по годам, в тыс. руб: 2010 – 20,9; 2011 – 23,4; 2012 – 26,6; 2013 – 29,8; 2014 – 32,5 [2]), а получение высшего образования молодым человеком обойдется семье в такую же сумму [6, с. 245], то есть государственная помощь покрывает всего лишь около 15% от необходимой суммы. Проблема государственной помощи заключается в том, что она смещает внимание общества с важных факторов, которые действительно могут радикально поднять рождаемость, на ненужный, второстепенный фактор.

  1. Защищенность женщины от бесплодных отношений.

Доступность интимных связей в современном мире привела к тому, что многие женщины оказались в ловушке бесплодных отношений с выбранными мужчинами – их избранники не женятся, тем самым, не давая возможности женщинам завести от них детей.

  1. Защищенность мужчины от настроенной против них алиментной системы.

Одной из причин, по которой мужчины не желают связывать себя узами брака, является алиментная система, которая дает преимущество женщине: «Традиционное общество отдавало преимущество в браке мужу. Современное общество не дает преимущества в браке ни мужу, ни жене. Разводов в традиционном обществе практически не было, а в современном обществе преимущество после развода имеет женщина, особенно – женщина с детьми» [4, с. 153]. Алиментная система должна акцентировано поддерживать высокий уровень рождаемости, например, алиментная система, которая отдает по 15% зарплаты на каждого из рожденных от обычного мужчины детей, но не более 75% всей его зарплаты или по 10 средних зарплат на каждого из рожденных детей для состоятельного мужчины с большими доходами [3, с. 137-144].

§ 4. Рекомендации для радикального поднятия коэффициента суммарной рождаемости

Если в обществе суммарный коэффициент рождаемости меньше 2,1 ребенка на одну женщину, тогда в данном обществе уровень рождаемости недостаточный, и выполнение нижеследующих рекомендаций позволит радикально, без особых финансовых затрат, поднять размер коэффициента рождаемости:

  1. Соблюдать пропорции социального баланса.
  2. Не позволять коэффициенту жизни и смерти общества падать ниже единицы.
  3. Уменьшить длительность школьного обучения теоретическим предметам.
  4. Уменьшить число мест в высших учебных заведениях.
  5. Уменьшить семейные затраты по времени и деньгам для школьного обучения.

Формулировка №1. Увеличить семейные затраты по времени и деньгам для обучения в высших учебных заведениях.

Формулировка №2. Зарплату, размер которой является гораздо выше средней в обществе, должен получать только тот, кто обучился в высшем учебном заведении.

Формулировка №1. Обучить 90% молодых людей обычным востребованным специальностям к 17-18 годам.

Формулировка №2. Среднюю зарплату в обществе должен получать человек, обучившийся в обычной школе и получивший нормальную востребованную специальность к 18 годам.

  1. Ликвидировать или радикально уменьшить уровень государственной поддержки при рождении ребенка.
  2. Приравнять к браку другие формы долгосрочных интимных отношений, при этом, обязательно, убрав из алиментной системы преимущество для женщин, сделав ее равноправной обоих родителей и нацеленной на поддержание высокого коэффициента рождаемости.
  3. В качестве вспомогательных мер постараться усилить действие некоторых факторов, влияющих на суммарный коэффициент рождаемости и описанных выше в данной статье.

Все вышеперечисленные методы, после их реализации, в сумме могут дать рост суммарного коэффициента рождаемости в 1,5-2,5 и более раз; то есть страна, имеющая суммарный коэффициент рождаемости, например, равный 1,8 , может увеличить его до 4,5 или больше.

Выводы:

  1. Сущностью демографического перехода является значительный рост затрат семьи на воспитание и образование ребенка.
  2. Главным фактором, от которого зависит суммарный коэффициент рождаемости, является размер полной экономической выгоды для семьи от рождения ребенка.
  3. Даны рекомендации, которые позволят странам с недостаточным суммарным коэффициентом рождаемости, поднять его значение в два и более раз.

Список литературы

  1. Подробнее о материнском капитале // Пенсионный фонд Российской Федерации. Доступ: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/msk/chto_nuzh_znat/ (проверено: 20.02.2021).
  2. Суринов А. Е. и др. Российский статистический ежегодник. 2015. Стат.сб./Росстат. М., 2015. С. 31.
  3. Щемелинин К. С. 2014. Деньги. Симферополь.: ИТ «Ариал».
  4. Щемелинин К. С. Отличия современного брака от традиционного и принципы для улучшения качества гетеросексуального брака в современном обществе // Научный журнал NovaUm.Ru. 2020. №24.
  5. Щемелинин К. С. Система уравнений общественного баланса // Аллея Науки. 2018. №10(26). Том 5.
  6. Щемелинин К. С. Схема и принципы школьного образования, которое к 18 годам сформирует духовного свободного, творчески развитого, здорового и патриотично настроенного специалиста // Аллея Науки. 2018. №1(17). Том 4.
  7. World Population Prospects — Population Division // United Nations [электронная база данных на англ. языке]. URL: https://population.un.org/wpp/DataQuery/ (доступ: 21.02.2021).