УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№29,
Психологические науки
Куроптева Виктория Игоревна
Ключевые слова: САМОСОЗНАНИЕ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ; ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ; SELF-AWARENESS; PRESCHOOL AGE; STUDYING SELF-AWARENESS; PRESCHOOL CHILDREN; STRUCTURES SELF-AWARENESS; PECULIAR PROPERTIES SELF-AWARENESS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE.
Проблема изучения самосознания у детей дошкольного возраста в настоящий момент весьма актуальна. Дошкольный возраст – это тот начальный период, во время которого начинает формироваться самосознание. Именно в это время у ребенка появляется осознание самого себя, мотивы и потребности в мире человеческих взаимоотношений. Поэтому крайне необходимо именно в данный период закладывать основы для формирования самосознания. Это позволит ребенку верно оценивать себя, свои возможности.
На самом деле «самосознание» является одним из сложнейших терминов, которые не имеют точной трактовки. Тем не менее, самосознание чаще всего рассматривается как система представлений человека о самом себе.
Изучение особенностей самосознания дошкольников является также неотложным звеном во всей теме, потому что самосознание в дошкольном возрасте представляет собой очень важное достижение в развитии, которое оказывает влияние на дальнейшее формирование и развитие личности детей [1].
Н. Картышова утверждает, что самосознание не дано нам с рождения генетически, оно развивается с возрастом, с получением опыта и так далее. К тому же, зачаток сознания появляется уже в младенческом возрасте, а осознание «Я» появляется к концу третьего года жизни дошкольника.
Именно в этот период ребенок выполняет разнообразные предметные действия без помощи взрослых. Особо важными достижениями этого возраста являются освоение прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью, появляется чувство гордости и чувство стыда. В конце этого периода ребенок начинает впервые утверждаться как личность. К нему приходит осознание, что то или иное действие выполняет именно он. Данное понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне» и прочее.
Дошкольник начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он старается выполнять те же действия, что и взрослые. У ребенка появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Именно в этот период возникает кризис раннего возраста. Появляются значительные трудности во взаимодействии со взрослыми, упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Л.С. Выготский называл это явление семизвездием симптомов [2].
В этот период у ребенка нет обоснованного мнения о себе, поэтому часто дети приписывают себе все положительные качества, которые одобряются взрослыми, даже не понимая их значения.
Известно, что наиболее важным в периоде детства является старший дошкольный возраст. Именно этот период по мнению Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Щадриковой благоприятен для овладения социальным пространством через общение со взрослыми и сверстниками [3 ,с. 136].
А Е. Сухова утверждает, что самосознание в старшем дошкольном возрасте формируется через ведущий вид деятельности – ролевую игру. Ролевая игра предполагает присутствие других детей и невозможна без контакта с ними. Общение со сверстниками, безусловно, предполагает обмен мнениями, знаниями, оценками. Дошкольники обучаются языку общения, работе в коллективе и прочее. Соответственно, это приводит к тому, что ребенок начинает познавать самого себя. У него формируется навык оценивания других окружающих его людей, и к концу дошкольного возраста ребенок научается сравнивать себя со сверстниками. Это и есть важный компонент самосознания [4 , c. 9].
Значит, самосознание формируется с младенческого возраст, а и при постепенном развитии дошкольника развивается и его самосознание. Рассмотрим процесс развития самосознания по возрастным периодам.
В младшем и среднем дошкольном возрасте появляется доброжелательный интерес к детям своего пола, а это определяет развитие самосознания.
В 3 – 4 года дошкольники уже различают пол окружающих их людей, хорошо знают, что в зависимости от пола, у человека выявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы, а мальчики играют в машинки и тому подобное.
В 4 – 5 лет дошкольники хорошо понимают, что такое хорошо, что такое плохо, как у героев сказок и рассказов, так и у людей. Но самостоятельно оценивать поступки и качества он не может, так как все зависит от отношения ребенка к этим людям или персонажам. Далее оценка поступков и качеств людей и персонажей постепенно отделяется от общего отношения к ним, она начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества.
По мере усвоения, при оценивании других людей, ребенок пользуется нормами и правилами поведения. Но приложить эти нормы и правила к самому себе он не может.
К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют личность ребенка в целом. При этом собственное Я ребенка открыто для других людей, оно не фиксируется только на оценке своих объективных качеств. Самосознание ребенка выходит за пределы своих характеристик и открыто для других. Поэтому другой ребенок становится не только противоположным существом, но и личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». Именно поэтому дети в этом возрасте охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение [1].
Таким образом, приходим к выводу, что самосознание начинает формироваться еще в дошкольном возрасте, поэтому мы должны изучать это явление, чтобы своевременно выявить психологические условия для наилучшего развития ребенка и обнаружить нежелательные причины отклонений. Разным возрастам присуще определенные стадии развития самосознания. На каждой стадии самосознания ребенок все больше познает себя, свои возможности. Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста.
Список литературы
- Васильева, В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / В.Ю. Васильева // Молодой ученый: науч. эл. журн. — 2018. — №19. — С. 366-367. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/205/50227/, свободный (дата обращения: 17.03.2020) – Загл. с экрана.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]: уч. пособ. / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 160 с.
- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Москва: ВЛАДОС, 2014. 256 с.
- Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / Д.Н. Ушаков. — М.: [под ред. Д. Н. Ушакова; Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ]. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. – 4 т.