УДК 159.922.73

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КРИЗИСА ТРЁХ ЛЕТ

№29,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: КРИЗИС; ПЕРИОДЫ; СИМПТОМЫ; ПРИЗНАКИ; РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА; CRISIS; PERIODS; SYMPTOMS; SIGNS; CHILD DEVELOPMENT.


Аннотация: В данной статье рассматривается кризис трёх лет, его значимость, симптомы и причины наступления.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых). Однако интересно проследить, как ребенок на протяжении всего раннего возраста работает над выделением своей позиции в семье -социальной структуре, в которой происходит его развитие.

По мнению психологов, которые занимались этой проблемой у детей, причинами кризиса трёх лет являются:

— цель развития ребенка возраст с переходом на новую, более высокую ступень психического развития;
— тенденция ребенка к самостоятельной взрослой жизни сохраняет старый тип отношений и восстанавливает свое поведение, тем самым ограничивая активность детей;
— протест ребенок перерос те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте, нормальный, правильно развивающийся ребенок сопротивляется прежним отношениям.

Сущностью кризиса трех лет является разрушение и пересмотр старой системы социальных отношений, в результате данного кризиса происходит выделение ребенком своего «Я». Ребенок стремится отделиться от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения, в результате которых появляется феномен «Я сам».

Ярко выраженные проявления негативизма у детей проявлялись в том, что они активно сопротивлялись тому, что исходит от взрослого, стремились настаивать на своем, даже если их требование было абсурдно и несло ущерб им самим.

Выраженный негативизм свидетельствует о том, что у детей достаточно остро выражена реакция неприятия взрослого на фоне отделения себя от него и формирования чувства собственного «Я». В тоже время, необходимо учитывать, что данный симптом имеет своеобразие проявления. В предкритической фазе с помощью негативизма ребенок стремится преодолеть присущую ему весь ранний возраст тенденцию следовать образцу взрослого и ввести в реальное взаимодействие с ним замысел, идущий от себя (самостоятельный замысел). Однако это на первых порах сложно для ребенка. Ему для этого нужна какая-то опора. Такой опорой служит замысел-предложение взрослого, отталкиваясь от которого ребенок вырабатывает свой собственный. Другими словами, в интеллектуальном плане негативизм – отрицание образца, конструирование собственного замысла как негатива образца взрослого, как своеобразного антиобразца. Таким образом негативизм у ребенка может быть понят как переходная форма в становлении новых – опосредствованных собственным замыслом деятельности – отношений со взрослым.

Многим детям не хватает адекватного эмоционального реагирования со стороны взрослых, на фоне этого у них проявляется активное стремление получать оценку взрослого, демонстративно выражать свои чувства, избегать наказаний с помощью вымысла, прибегать к корыстному фантазированию.

Выраженность симптомов является свидетельством неконструктивного поведения окружающих детей и взрослых, в том числе родителей и педагогов, которое приводит к усилению проявлений симптомов данной группы.

В общей картине кризиса наиболее выраженными являются симптомы, отражающие внешнее протестное поведение, которое характеризуется стремлением к самостоятельности, негативизм, острыми аффективными реакциями на критику, настойчивостью в деятельности, предвидением конечного результата в деятельности. Они соответствуют предкритической фазе.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.


Список литературы

  1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. Московский социально-психологический институт, Воронеж : НПО «Модэк», — 2011. — 352 с.
  2. Власова З. И. Роль кризиса трех лет в познавательном развитии дошкольника // Психологическая наука и образование. – 2007. – №5. – C.138-151.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, — 2007. — 224 с.
  4. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. – М., 1984. – С.367-376.
  5. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет : автореферат дисс. кан. псих. наук. М. — 1988. — 21 с.
  6. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. – 2006. — № 4.- С.23-28.
  7. http://web.snauka.ru/issues/2016/04/67549