УДК 37.06

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ДРУГ С ДРУГОМ

№29,

Социологические науки

Дешевицын Максим Павлович


Ключевые слова: СТУДЕНТ; УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ; СФЕРА ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ; МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; STUDENT; EDUCATIONAL ACTIVITY; SOCIAL EXPERIENCE; THE SPHERE OF BUILDING INTERPERSONAL INTERACTIONS; INTERPERSONAL RELATIONSHIPS.


Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности взаимоотношений студентов друг с другом, влияние на них образовательной среды вуза и группы.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, переходный от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст, юношеский период — это начало самостоятельной, взрослой жизни. Профессиональная подготовка в вузе проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская и общественная деятельность. Учебная деятельность выступает основным видом деятельности студента, занимающим наибольший объем времени во всем процессе подготовки будущих специалистов. Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений. Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных взаимодействий, сформировать у них позитивные личностные черты. В период обучения в вузе студенты проявляют себя также в эстетической и досуговой видах деятельности, которые в случае их положительной направленности оказывают позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие молодых людей, позволяют существенно обогатить содержание их межличностного взаимодействия.

Среди множества факторов — экономических, политических, культурных и т. д. — высоко значимой для построения и развития межличностных отношений студентов выступает среда, формируемая в рамках вуза. Образовательная среда включает в себя ряд структурных единиц, оказывающих влияние на личность. Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое развивается по объективно существующим законам, законам общения. Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности.

В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как: «коллективные переживания и настроения» ̶ эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности; «коллективные мнения» ̶ сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы; явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования — форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха. Межличностные отношения связывают, прежде всего, студентов с друг другом. Отношения типа «студент-студент» в вузовской среде относиться к горизонтальному уровню взаимодействия, которое характеризуется интенсивностью неформального общения, удовлетворением психологических потребностей, формированием черт характера и свойств личности. Отношения между студентами представляют с собой форму взаимодействия со сверстниками, пропитанную специфическими задачами профессионализации. Качество межличностных отношений студентов во многом определяется уровнем развития студенческой группы. Являясь одной из разновидностей социальных групп, студенческая группа развивается по объективно существующим законам общества, но обладает и некоторым своеобразием и неповторимостью. Кроме того, взаимоотношения студентов постепенно начинают копировать и отношения, складывающиеся среди их преподавателей и научных руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому все–таки остается надежда, что будущие психологи–профессионалы смогут взять все лучшее в этих взаимоотношениях своих учителей, а не только будут зависеть от стереотипов поведения, пропагандируемых средствами массовой информации и создаваемых обычными обывательскими примерами.


Список литературы

  1. Андреева, И. Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза / И. Н. Андреева. — Минск, 1985. — С. 19–32.
  2. Барытко Н. М. Педагог в пространстве современного воспитания. Волгоград: Перемены, 2001, — 214 с.
  3. Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб. — М.,1994. — С. 74–89.
  4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002, — 544с.
  5. Данилова, Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе / Е. Л. Данилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 70-72.