УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

№29,

Педагогические науки

Ерахтина Евгения Нуруллаевна


Научный руководитель: Мирошниченко В. В., к.пед.н., доцент.


Ключевые слова: ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ; ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА; ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС; EMOTIONAL AND MORAL QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN; ETHICAL GRAMMAR; OPTIONAL COURSE.


Аннотация: Статья посвящена теоретическим основам формирования эмоционально-нравственных качеств младших школьников средствами факультативного курса «Этическая грамматика».

Сегодня наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и нравственными чертами личности. В современном мире подрастающий человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [2, с. 9].

Способствовать развитию эмоционально-нравственных качеств обучающихся можно различными средствами, одно из наиболее эффективных и высоко себя зарекомендовавших, по нашему мнению, – факультативные курсы.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на первый план сегодня выдвинута необходимость воспитания обучающихся нового типа личности. Духовное и эмоционально-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой, компетентного, созидающего, сопереживающего, эмпатийного, эмоционально отзывчивого, высоконравственного.

В кратком словаре философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) [7, с. 127]. В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [7, с. 117].

У С. И. Ожегова: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [7, с. 326].

Понятие эмоциональности в большом психологическом словаре определяется как «свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента» [7, с. 139]. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом.

Эмоционально-нравственные качества являются синтезом перечисленных понятий и характеризуются наличием у человека умения сопереживать, чувствовать, видеть, создавать и сохранять прекрасное в себе, других и окружающем мире; честность, искренность, правдивость, принципиальность, критичность в отношении себя и окружающих людей, совестливость, верность своим убеждениям и долгу [7, с. 163].

Формировать данные качества личности – это значит сознательно управлять процессом развития человека, в данном случае обучающегося, или работать в отношении отдельных сторон его личности. В педагогической практике формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти [7, с. 127].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Д. Б. Эльконин, И. И. Тихомирова, И. Н. Горелов различают несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Существенным признаком процесса эмоционально-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [2, с. 41].

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения [4, с. 50].

Следовательно, на эмоционально-нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Говоря о эмоциональных качествах школьников, следует отметить, что общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте достаточно редки случаи безразличного отношения к учению, большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя [4, с. 17].

За период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют.

В I классе можно отметить сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни. Эта непроизвольность обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже ко II – III классу дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости. Моторные импульсивные реакции, характерные для дошкольников, постепенно заменяются речевыми: учитель может заметить это по речевой, интонационной выразительности детей.

То есть, первые годы пребывания в школе являются важным и ответственным этапом в развитии эмоционально-нравственной культуры младших школьников, приобщении их к высоким и разнообразным нравственным, эстетическим и художественным ценностям, эмоциональному сознанию, восприятию и самопознанию. Накладываясь на колоссальные возможности возраста, целенаправленная деятельность школы, учителя способна придать этому процессу мощный импульс, пробудить к творческой деятельности заложенные в ребенке природой способности и дарования.

Занятия факультативного курса «Этическая грамматика» способствуют расширению спектра восприятия ребенка, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-созидателя.

Внеурочные занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, художественного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как в курсе синтезированы важнейшие для ребёнка виды деятельности – труд, творчество, поисковая исследовательская деятельность, самовоспитание и самопознание.

Главными целями курса являются:
– создание на практике условий для формирования эмоционально-нравственных умений и интереса к чтению книг;
– расширение спектра восприятия обучающихся начальных классов;
– формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Формы организации факультативных занятий различные: интеллектуальные игры, конкурсы, библиотечные уроки, уроки-спектакли, экскурсии, дискуссионные клубы, работа над созданием тематических лэпбуков и адвент календарей и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, искусства, технологии и музыки и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами объектов мировой художественной культуры, детскими периодическими и электронными изданиями.

Одной из важнейших задач, которые решаются на занятиях – выработка коммуникативных учебных умений, а именно умение:
– участвовать в тематической беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
– оценивать поведение героев художественных произведений с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
– высказывать своё суждение об оформлении и структуре изучаемого произведения художественного творчества;
– соблюдать правила общения и поведения в школе, дома, на экскурсии, анализировать мнение и поведение одноклассников [3, с. 15].

Занятия по этике предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека, формируют и развивают умения проявлять и анализировать эмоции как позитивного характера, так и негативного, путем разнообразных методических форм, средств и приёмов.

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Эмоциональная открытость и раскрепощенность способствуют развитию у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий, навыков саморегуляции и самооценки.

Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим в оценке окружающих. Назрела необходимость специальных уроков человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, суметь пережить положительный эмоциональный опыт, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, проанализировать собственное умение проявлять эмоции в той или иной ситуации, оценить уместность их проявления, поупражняться в саморегуляции и самоконтроле.

Главным результатом реализации программы факультативного курса «Этическая грамматика» является формирования привычки моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, то есть проявление высоких эмоционально-нравственных качеств личности, проявлении эмоций в отношении происходящего. Вследствие чего у обучающихся будет накапливаться опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже прошедших конфликтов, будут формироваться задатки самоконтроля в поведении, установятся доброжелательные взаимоотношения в коллективе, сформируются такие качества личности, как созидание, сопереживание, эмпатия, будут развиты коммуникативные навыки, пропадет страх в проявлении эмоций, но вместе с тем появятся механизмы, эти эмоции регулирующие. Эффективность использования занятий в рамках данного курса подтверждена опытным путем многими отечественными и зарубежными исследователями.


Список литературы

  1. Аманбеккызы Ж. Б., Ибрагимова У. Б., Мейрбекова Р. Т., Умирзахова Г. А. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №1–1. – С.8-12.
  2. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2015. – 254 с.
  3. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка. – М.: АСТ, 2012. – 210с.
  4. Грубинская И. А. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – №21. – С.53-57.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 25 с.
  6. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – СПб, 2019. – 265 с.
  7. Педагогический терминологический словарь – СПб.: Российская национальная библиотека, 2006.