УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

№29,

Педагогические науки

Ерахтина Евгения Нуруллаевна


Научный руководитель: Мирошниченко В. В., к.пед.н., доцент.


Ключевые слова: ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ; ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА; ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ; EMOTIONAL AND MORAL QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN; ETHICAL GRAMMAR; ELECTIVE COURSE; PEDAGOGICAL EXPERIENCE.


Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования эмоционально-нравственных качеств младших школьников средствами курса этическая грамматика; автором описаны педагогические условия, при которых этот процесс будет наиболее эффективным.

В общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отмечено, что одним из основных принципов обучения и воспитания младших школьников является приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [5]. Именно этот принцип лежит в основе программы факультативного курса этическая грамматика.

«Эмоционально-нравственные качества – это совокупность таких характеристик личности, которые, с одной стороны, показывают внутренний уровень идеалов, норм и правил, которые в совокупности формируют нравственную позицию и устойчивость человека, а с другой стороны характеризуют внешние психические проявления импульсивной регуляции поведения, основанные на чувственном отражении потребностной значимости внешних содействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида» [5, с. 55]. Именно в младшем школьном возрасте важно формировать основы норм морали, нравственности и развивать здоровую эмоциональную отзывчивость. В разные годы данной проблеме посвятили свои труды такие отечественные и зарубежные ученые, как Д. Б. Эльконин, И. И. Тихомирова, Э. П. Козлов, А. И. Шемшурина и др.

Мы предположили, что целенаправленные и последовательные занятия по факультативному курсу «Этическая грамматика» могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка в том случае, если педагог в процессе воспитательной работы:
– включает методические приемы, направленные на формирование эмоциональной культуры, социальное и духовно-нравственное восприятие, эмпатийность, умение видеть прекрасное, понятийно-рефлексивные умения обучающихся;
– организует дифференцированно работу по восприятию и анализу произведений мировой художественной культуры разной идейно-тематической и жанровой направленности.

Для подтверждения гипотезы исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Усть-Камыштинская средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Камышта, Аскизского района, Республики Хакасия, учащиеся 2-х классов, контрольная группа – 15 человек, экспериментальная группа – 15 человек.

Цель педагогического исследования на констатирующем этапе эксперимента – выявить исходный уровень развития эмоциональности и нравственности у младших школьников.

Нами был проведен ряд диагностических исследований по методикам Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки» и Г. М. Фридмана «Что такое хорошо? Что такое плохо?», И. Б. Дермановой «Закончи историю» с целью выявления уровня развития эмоционально-нравственных качеств младших школьников контрольной и экспериментальной групп. Результаты исследования на констатирующем этапе показали, что в экспериментальном и контрольном классах, работа по формированию эмоционально-нравственных качеств необходима, так как большинство детей имеют низкий и средний уровни развития эмоциональной и нравственной сфер личности.

Для работы по развитию эмоционально-нравственных качеств младших школьников средствами факультативного курса «Этическая грамматика», мы выбрали несколько наиболее популярных, знакомых детям форм: работа с текстом художественного произведения, ролевая игра, групповая проектная деятельность. Эти формы работы в комплексе и при систематическом применении должны обеспечить следующий результат:
– знание и умение обучающихся применять требования этикета к устному и письменному общению;
– усвоенные правила этикета в театре, кино, на выставке, в музее, на улице и других общественных местах [2, с. 70].

Приведем примеры организации занятий в рамках факультативного курса «Этическая грамматика» из нашего опыта. На начальном этапе работы нами проводились чтение и анализ произведений в рамках стратегии чтения «Всё по полочкам» М. Н. Сметанниковой [3, с. 32]. Дети анализировали произведение с точки зрения поучительно-моральной составляющей, характеризовали особенности поведения героев сказок, описывали их положительные и отрицательные качества. После анализирующего чтения нами применялся метод театрализации и ролевой игры, которому предшествовала беседа о нормах поведения. Элемент театрализации заключался в том, что зрители заранее получили указания путем жеребьёвки, касательно того, как им следует себя вести – несколько обучающихся должны были разыграть роль невоспитанных зрителей: шумных, скучающих, непоседливых, анализ поведения завершал мероприятие. Далее нами было предложено придумать продолжение сказки, основная идея была такой: главному герою следовало бы отблагодарить друзей за помощь, а значит он мог бы пригласить их в гости, по какому поводу и в какой форме будет выполнено приглашение, обучающиеся выбирали самостоятельно. Каждый ученик выступал со своим приглашением, после чего проводился краткий анализ выступления. Завершающим этапом работы являлся проект. Тематика которого «Этика и нравственность в школе» [5, с.12-48].

Кроме того, нами были организованы экскурсии в школьный музей, разыграна экскурсия по школе, где в роли экскурсоводов выступали сами обучающиеся, посещен ряд мероприятий в библиотеке школы, проведен конкурс чтецов тематических стихотворных произведений «Что такое хорошо? Что такое плохо?», организована работа по соблюдению и контролю соблюдения этикета в столовой – каждый день назначались дежурные, которые в корректной вежливой форме должны были контролировать и корректировать поведение одноклассников за столом, в соответствии с ранее составленным планом.

Так же, во время занятий по программе факультативного курса «Этическая грамматика» нами был проведен ряд самостоятельных уроков нравственности, часто так же с опорой на художественные произведения или примеры из жизни классного коллектива. Содержание курса включало в себя следующие циклы: «Я и окружающие», «Я и природа», «Я и книги», «Я и здоровье».

Здесь спектр форм работы был несколько шире: проводились занятия, организованные совместно со службой социально-психологической помощи в виде тренингов, игр на взаимодействие, сплочение, доверие; была организована театрализованная лекция, посвященная охране и сбережению здоровья, где сами обучающиеся выступали в роли врачей, каждому вручалась необходимая атрибутика, слушатели могли задать некоторое количество вопросов выступающему по теме его доклада.

В нашей работе была обеспечена межпредметная связь факультативного курса и основных образовательных программ, например, на уроках технологии были изготовлены кормушки, необходимость создания которых обсуждалась на факультативных занятиях по темам «Я и окружающие», «Я и природа».

Таким образом, работа по формированию эмоционально-нравственных качеств младших школьников средствами курса «Этическая грамматика» была организована с учетом предыдущего опыта обучающихся, опорой на имеющиеся знания, носила не только познавательный, но и учебно-творческий характер и была направлена на развитие не только эмоционально-нравственных качеств обучающихся, но и способствовала развитию учебной мотивации детей так, чтобы процесс воспитания выходил за рамки учебной деятельности и входил во внешкольную жизнь обучающихся.

На контрольном этапе, цель которого – выяснить, насколько эффективной оказалась предложенная нами система работы по формированию эмоционально-нравственных качеств младших школьников, мы провели те же диагностики, что и на констатирующем этапе.

Результаты повторных диагностических исследований позволяют сделать вывод о том, что проделанная работа была эффективна, так как в сравнении с результатами полученными на констатирующем этапе наблюдается рост показателей уровня развития эмоционально-нравственных качеств, иными словами, наблюдается положительная динамика. Ниже приведем сравнительный анализ полученных результатов в виде гистограмм.


Рисунок 1. Результаты диагностики эмоционального аспекта нравственного воспитания младших школьников по методике Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки» на контрольном этапе исследования

Опишем основные трудности, с которыми столкнулись обучающиеся экспериментального и контрольного классов при работе в рамках методики Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки» на контрольном этапе исследования. Многим обучающимся всё ещё сложно логически выстраивать ответ, они не всегда могут осознанно и аргументировано объяснить свой выбор без опоры на план, сформулировать и выразить эмоциональное отношение к той или иной демонстрируемой ситуации. Однако, стоит отметить, что после проделанной работы количество односложных ответов сократилось, в активный словарь обучающихся вошли новые понятия, такие, как нравственность, этикет, мораль и др.

Работа в рамках методики Г. М. Фридмана так же вызвала незначительные затруднения у ряда обучающихся, однако, в сравнении с констатирующим этапом исследования, количество таких обучающихся значительно снизилось.


Рисунок 2. Результаты диагностики эмоционального аспекта нравственного воспитания младших школьников по методике Г. М. Фридмана «Что такое хорошо? Что такое плохо?» на контрольном этапе исследования

Результаты диагностики по методике И. Б. Дермановой на контрольном этапе так же свидетельствуют о положительном влиянии работы в рамках курса «Этическая грамматика» на формирование эмоционально-нравственных качеств младших школьников.


Рисунок 3. Результаты сравнения диагностики уровня сформированности эмоционально-нравственных качеств младших школьников по методике И. Б. Дермановой «Заверши историю» на констатирующем и контрольном этапах исследования

Таким образом, исследование показало, что проделанная нами работа по формированию эмоционально-нравственных качеств младших школьников средствами факультативного курса «Этическая грамматика» эффективна, так как после сравнения результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах была выявлена незначительная положительная динамика, следовательно, можно говорить о том, что формирование эмоционально-нравственных качеств младших школьников на основе использования факультативного курса этическая грамматика можно считать эффективным.


Список литературы

  1. Дерманова И. Б. Психология развития в процессе воспитания. – М.: Педагогика, 2018. – 414 с.
  2. Каиров И. А. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания. – М.: Педагогика, 2019. – 461с.
  3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 2-5 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. – М.: Балласс, 2011.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 41 с.
  5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: этические диалоги с детьми 1 – 4 классов. – М., Лика, 2006.