УДК 33
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РЫНКА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
№17,
Экономические науки
Мирзагалямова Анжелика Марсовна
Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ; РИСК; МАКРОСРЕДА; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ; ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ; PROJECT MANAGEMENT; RISK; MACRO ENVIRONMENT; INTERACTION WITH THE EXTERNAL ENVIRONMENT; POSSIBLE RISKS.
Многие организации, занимающиеся предоставлением услуг, будь это коммерческий или государственный сектор, сталкивались с такой проблемой, как риск — при подготовке (или даже реализации) проекта.
Важно понимать, что внутренняя и внешняя среда организации занимает очень важную роль, при планировании проекта. Изменения, которые происходят в макросреде имеют огромное значение для любой организации. Так, для коммерческого сектора, они могут способствовать сужению или расширению рынков, «зарождению» или же «смерти» какой — либо отрасли. Управляющие и владельцы должны быть готовы к потенциальным и происходящим изменениям. Они должны предвидеть вероятные последствия этих изменений для отрасли, организации и его рынка.
Отслеживание данных факторов в период всего жизненного цикла организации — является одним из главных особенностей для поддержания в «тонусе» организации.
Следует отметить, что факторы внешней среды очень различны с факторами внутренней среды организации. Таким образом, можно выделить следующие пункты, которые, непосредственно относятся к внешней среде организации:
— социальные факторы;
— технологические факторы;
— экономические;
— политико-правовые факторы.
Уровень индивидуального дохода, общественные ценности, образ и качество жизни — составляющие социального фактора. За последнее время, мы видим: рост валют, падение цен на нефть и инфляцию, соответственно стабильный рост материального благосостояния потенциального клиента равен нулю. Если клиент мог себе позволить два года назад потратить 15000 тысяч рублей в месяц на услугу, которая не входит в пункт «первая необходимость», то сейчас, учитывая все социальные факторы внешней среды, можно смело сказать, что и половину от той суммы, что клиент тратил на непредвиденные траты он не потратит на данный момент.
Технологические факторы, которые оказывают большое влияние на различные нововведения, инновации в области конкретной организации, за которыми управляющие или владельцы должны следить, так как можно потерять конкурентные позиции. Данная среда «ответственна» за появление новшеств, следовательно, расширяет перечень предоставляемых услуг и увеличивает количество конкурентов. Клиенту нужно быстрое предоставление услуг и эффективные результаты, и постоянные «новинки» в отрасли организации. Следовательно, если организация не следит за новшествами, новинками, инновациями, то теряет клиентуру, что в свою очередь перетекает к потере конкурентного преимущества.
Колебания валютных рынков, повышения курса доллара и евро, относительно рубля напрямую затрагивают коммерческий сектор на рынке предоставления услуг населению. Постоянные скачки курса валют по отношению к рублю приводят к удорожанию всех расходных позиций (движимого имущества), которым пользуется организация. С ростом цен на расходные продукты (для предоставления качественной услуги) организация вынуждена повышать цены на свои услуги, дабы избежать банкротства. Важный фактор, при анализе внешней среды, отслеживание всех экономических показателей, таких как рост цен на позиции, которые постоянно закупает организация, для дальнейшего использования и предоставления клиенту. Не следует и забывать о демократичном поднятии цен, провести статистику (сравнить) цены компаний-конкурентов и не в коем случаи не завышать. Слишком завышенная цена – может отторгнуть постоянных клиентов, и не принести новых. Всегда нужно оставаться конкурентно способным.
К факторам политического воздействия, которые оказывают влияние на организацию, относятся изменения в законодательстве. (область налогообложения и лицензирования). Чаще всего, коммерческие организации по предоставлению услуг населению, используют разную продукцию, производителями которых являются различные страны. Из этого следует, что любой конфликт между Россией и другими странами может повлечь за собой проблемы для ряда организаций, которые ведут сотрудничество. Частые сбои в поставке продукции, прекращение обслуживания официальных представителей компаний поставщика. Поэтому, не конфликтные, а благоприятные политические отношения между странами имеют огромное значение для компаний-покупателей. Если же будут сбои в поставках, не будет продукта, следовательно, не будет предоставляться услуга. Так организация потеряет клиентов, пока не найдет иного поставщика, не уступающего качеством предыдущему.
Законодательные акты, поправки обновляются каждый день. Очень важно контролировать все нововведения, касаемо закона. Новые нормы СанПина, лицензирование определенной услуги, оказываемой клиенту. Чтобы в последствии, не привело к закрытию организации до устранения замечаний со стороны органов государственной власти, нужно контролировать процессы внесения поправок в законодательные акты для своей организации. Если же вашу компанию закроют на некоторые время представители власти, то это послужит плохой репутацией.
Изучение и анализ внешней среды организации позволит увидеть ваши сильные и слабые стороны. Понять в каком положении находится ваша организация, какие факторы влияют на существование в благоприятной среде, и что мешает развитию и осуществлению новых проектов. Так как запуск нового проекта в вашей организации напрямую зависит от факторов внешней среды, нужно тщательно провести сбор информации, сопоставить все составляющие введения нового проекта. В условиях риска, а сейчас для любой коммерческой организации, требующей определенных затрат на новый проект, внешняя среда организации-риск. (инфляция, падение индивидуального дохода, и т.д.).
Для более полного представления положения в организации и в дальнейшем применения стратегического планирования (с учетом риска) или же в условиях риска, нужно рассматривать внешнюю среду комплексно, учитывая все факторы, влияющие на вашу организацию. Только при комплексном анализе, можно оценить все факторы влияния внешней среды на организацию. Применить дополнительные механизмы к анализу и планированию дальнейшего действия на развитие компании.