УДК 796.011.3

ЗНАЧИМОСТЬ СПОРТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

№29,

Социологические науки

Дешевицын Максим Павлович


Ключевые слова: СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ; СТУДЕНТ; ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ДЕФИЦИТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ; ЗДОРОВЬЕ; PHYSICAL ACTIVITIES; STUDENT; PHYSICAL EDUCATION; LACK OF PHYSICAL ACTIVITY; HEALTH.


Аннотация: В данной статье рассматривается проблема воспитания потребностей у студентов в систематических занятиях физическими упражнениями, в рамках дисциплины вуза и в виде самоподготовки.

Актуальность проблемы здоровья студентов заключается в том, что физическое здоровье среди студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании.

Увеличение роли и эффективности занятий физической культурой вузах является залогом здорового образа жизни курсантов. Это особенно необходимо в связи с быстро меняющимися условиями жизни на Земле: экологическими, психологическими и физическими. За счет усложнения учебных программ, постоянного большого потока информации и дефицита времени при минимуме движения студенческий труд становится более интенсивным и напряженным, что часто приводит к гиподинамии и ослаблению общего состояния здоровья.

Малоподвижный длительный образ жизни делает организм менее выносливым и психическим стрессам, и является одной с причин возникновения хронических заболеваний. Для укрепления здоровья и снижения заболеваемости студентов требуется прежде всего расширение пропаганды здорового образа жизни, что включает в себя улучшение спортивной и оздоровительной работы, организацию активного отдыха, и конечно, борьбу с вредными привычками.

Учебные занятия по физическому воспитанию в вузе не могут восполнить дефицит двигательной активности студентов, обеспечить восстановление их умственной работоспособности, предупредить заболевания, развивающиеся на фоне хронического утомления. Решению этой задачи способствует чередование самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями, длительность которых должна составлять не менее 4–6 часов в неделю. Именно к такой физической нагрузке и должен постепенно подвести себя каждый самостоятельно занимающий студент. Бег и ходьба является самым доступными и эффективными средствами физического воспитания. Они укрепляют суставы, сердечно-сосудистую систему, интенсифицирует дыхания, благоприятно воздействует на нервную систему, нормализует вес тела, повышают выносливость и работоспособность организма. Плавание — ценнейший вид физических упражнений. Кроме ярко выраженной оздоровительной направленности, плавание жизненно необходимо. Систематические занятия плаванием развивают ряд ценных физических качеств: выносливость, силу, быстроту, хорошую координацию движений. Особенно укрепляются мышцы верхнего плечевого пояса, так как они стабилизируют тело при плавании, помогают сохранять его горизонтальное положение на воде.

В системе физического воспитания спортивные игры получили широкое распространение. К числу наиболее популярных в стране спортивных игр относятся: мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис и др. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности и оказывает специфическое влияние на организм занимающихся. Спортивные игры являются прекрасным средством активного отдыха после напряженного рабочего дня. Занятия ими положительно влияют на центральную систему, зрительный, вестибулярный, мышечный и другие анализаторы.

Современная организация учебного процесса по физической культуре в большинстве высших учебных заведений России, позволяет эффективно решать проблему здоровья проходящих обучения в них студентов.


Список литературы

  1. Евсеев В.В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 19–22.
  2. Жук Э.И. Образ жизни молодежи – показатель духовного кризиса человечества // Человек. Культура. Экалогія: Материалы международной науч. конф. / Под общ. ред. Профессора В.П. Скороходова. – Мінск: Бел ИПК, 1998. – С. 58–59.
  3. Спортивное плавание. Учебник для вузов физической культуры под. редакцией Н. Ж. Булгаковой. Издательство «Физкультура, образование и наука». Сборник научных трудов под редакцией Российской научно — практической конференции под редакцией Ю. И. Евсеева, Б. А. Кабаргина. Физическая культура, спорт и туризм как фактор воспитания и оздоровления. Ростов-на-Дону. 2002 г.