УДК 316.42

ЗНАЧИМОСТЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД СТУДЕНЧЕСТВА

№29,

Социологические науки

Дешевицын Максим Павлович


Ключевые слова: ВОЛОНТЕР; ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО; СТУДЕНЧЕСТВО; СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ; ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ; VOLUNTEER; VOLUNTEER ACTIVITY; VOLUNTEERISM; STUDENTS; SOCIAL ROLE; VOLUNTEER MOVEMENT.


Аннотация: В данной статье рассматривается волонтерская деятельность как важная составляющая социального, культурного, экономического и экологического развития, как эффективное средство социализации молодежи.

Студенчество – период обучения в вузе, во время которого личность обучающегося проходит все этапы социализации через освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. Социализация молодежи невозможна без активного включения каждой отдельной личности и всего студенческого сообщества в различные виды духовно-нравственной и творчески-созидательной деятельности. Развитие и популяризация волонтерского движения, студенческого самоуправления направлены на повышение уровня социальной активности студентов и является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы в вузе. Волонтеры являются лидерами вуза, его главным интеллектуальным и инновационным капиталом.

Волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Обучение в высшем учебном заведении предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование гражданской позиции, развитие способностей к труду. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность.

Волонтерство – это движение, символизирующее солидарность между людьми и народами, способствующее реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества. Волонтерская деятельность является частным случаем понятия «деятельность». Волонтер (от лат. voluntarius – добровольно) – это человек, добровольно и бескорыстно занимающийся общественно-полезной деятельностью. Волонтерская деятельность — это добровольная форма объединения для достижения общественно значимых целей, способствующая социальной активности и личностному росту его участников.

Развитие волонтерского движения — это неотъемлемый компонент воспитательной деятельности в вузе. Волонтерская деятельность позволяет решить ряд задач:
— создание условий для вовлечения молодежи в развитие вуза, области и страны в целом;
— создание условий для участия студентов в социально-значимых акциях;
— организация досуга студентов;
— развитие творческого потенциала и уверенности в себе;
— приобретение новых знаний и навыков;
— повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, имеющих навыки общественного развития.

Добровольное сотрудничество не имеет строгих временных рамок, оно зиждется на гражданских качествах личности, ответственности, инициативе и добровольности. В российских вузах необходимо создавать программы развития волонтерского движения с перспективой на 10 лет вперед, учитывая при их составлении региональный компонент и специфику дальнейшей профессиональной деятельности выпускников конкретного вуза.

Таким образом, участие в волонтерском движении развивает ценностные ориентации, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность.


Список литературы

  1. Белозерцева Г. В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2013, Вып 3 (39). — С. 64–65.
  2. Гуничева Е. Л. Управление развитием лидерских качеств активности как фактор формирования системы студенческого самоуправления // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2007. – № 7. – С. 12.
  3. Конвисарева Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. … канд.пед.наук. Кострома, 2006. — 211 с.
  4. Куимова М. В., Габерлинг И. П., Тясто А. А. О воспитании духовно-нравственных ценностей студентов // В мире научных открытий. 2013. № 5.2 (41). — С. 27–34.
  5. Макаров А. В., Луцева И. Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив // Молодой ученый. 2014. № 12. — С. 285–287.
  6. https://moluch.ru/archive/90/19268/