УДК 342.9

К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

№29,

Юридические науки

Модякина Наталья Николаевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; СОСТАВ; ПОНЯТИЕ; ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ; ПРИЗНАКИ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ; DAMAGE; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT; ADMINISTRATIVE JURISDICTION; LEGISLATION; FEATURES; LEGAL ANALYSIS; NOTION; COMPOSITION; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE OFFENCE.


Аннотация: Статья посвящена вопросам, касающимся теоретических воззрений на определение понятия состава административного правонарушения, представлена характеристика различных подходов ученых-административистов, занимающихся проблемами административно-деликтного права.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по состоянию на сегодняшний день не содержит определение термина состава административного правонарушения, которое используется в качестве теоретической модели учеными-административистами. При этом, в пункте 2 статьи 24.5 КоАП РФ законодатель прямо закрепляет обязанность уполномоченных лиц не возбуждать либо прекратить производство по делу об административном правонарушении при отсутствии состава административного правонарушения.

Совершенное административное правонарушение характеризуется перечнем обязательных признаков, которые и являются составом административного правонарушения. Так, состав административного правонарушения представляет собой систему признаков, исходя из которых деяние возможно определить как наказуемое по КоАП РФ. Само описание этих обязательных признаков состава конкретного административного правонарушения отражено в тексте статей Особенной части КоАП РФ.

Однако, в теории административного права существуют разные точки зрения на правовую природу состава административного правонарушения. Ряд ученых говорит о том, что состав административного правонарушения представляет собой совокупность нормативно определенных элементов, наличие которых в совершенном деянии повлечет наступление административной ответственности [5, c. 202].

Также, существует точка зрения, что составом административного правонарушения выступает единство объективных и субъективных признаков, предусмотренных КоАП РФ, которые характеризуют общественно опасное деяние как административное правонарушение [3, c. 202].

Таким образом, можно предложить понятие, которое позволит систематизировать и учесть все особенности состава административного правонарушения. В таком случае, под административным правонарушением следует понимать совокупность объективных и субъективных признаков (элементов) совершенного деяния, его обстоятельств и последствий, а также характеристик лица, его совершившего, которая позволит отнести это деяние к правонарушениям, предусмотренным КоАП РФ или нормативными актами субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность за их совершение и дифференцирующим систему наказаний.

В любом случае, в науке административного права установлена система признаков состава административного правонарушения, состоящая из четырех элементов: объекта и объективной стороны (объективные элементы состава), субъекта и субъективной стороны (субъективные элементы состава).

КоАП РФ выделяет составы административных правонарушений именно исходя из имеющих юридическое значение признаков состава правонарушения, которые влекут за собой юридически значимые последствия.

В объективных признаках состава административного правонарушения выделяются объект и объективная сторона, которые определяют внешнюю сторону правонарушения (противоправное деяние, общественно опасные последствия, причинная связь между ними, а также место, время, способ, орудия совершения правонарушения). Субъективны признаки отражают соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Критерии субъекта административного правонарушения закреплены статьями 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ, по результатам системного анализа положений которых, возможно разграничить основные категории субъектов административного правонарушения: физические лица (среди которых выделяют граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей) и юридические лица.

Также, не меняя основные категории, законодатель выделяет особенности таких субъектов, как военнослужащие, иностранные граждане, лица без гражданства, собственники транспортных средств, несовершеннолетние и др.

Кроме того, прямо закреплено такое требование к субъекту административного правонарушения, как возраст: для того, что быть субъектом административного правонарушения на момент его совершения лицо должно достичь шестнадцати лет).

В случае совершения административного правонарушения несовершеннолетним лицом (в возрасте от 16 до 18 лет) подлежат применению особенности и условия, предусмотренные КоАП РФ, которые рассмотрим далее:
— возможность освобождения таких лиц от административной ответственности, учитывая обстоятельства дела, данные о лице, а также при условии применения мер воздействия, предусмотренных нормативно-правовыми актами о правах несовершеннолетних.
— принятие факта совершения административного правонарушения несовершеннолетним обстоятельством смягчающим административную ответственность;
— закрепление особых требований к ведению производства по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, например, участие законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов или попечителей).

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется формой вины – отношением лица к совершенному деянию и последствиям. Умышленным будет правонарушение, совершение которого лицо осознавало, то есть осознавало противоправный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Форма вины как признак состава административного правонарушения разграничивает составы некоторых правонарушений, приведенных в Особенной части КоАП РФ, в связи с чем ее правильное определение является необходимым для квалификации административного правонарушения.

Также, сам факт осознания лицом противоправности своего деяния и отношение к его последствиям позволяет разграничить составы правонарушений в зависимости от их характера: формального или материального.

В формальных составах вредные последствия не являются обязательной характеристикой, состав правонарушения не зависит от их наступления. Материальные составы отличаются тем, что вредные последствия обязательны для квалификации деяния как правонарушения (при условии причинно-следственной связи с деянием).

Комплексный и правильный анализ всех элементов состава административного правонарушения позволит надлежащим образом квалифицировать деяние, совершенное субъектом, как административный проступок, который и будет являться основанием для привлечении к административной ответственности.

Установление состава административного правонарушения также необходимо для квалификации деяния, отнесения его к конкретному виду административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения интегрированы в комплексную систему взаимосвязанных признаков. Привлечение лица к административной ответственности возможно исключительно при условии установления всех признаков состава конкретного административного правонарушения и при условии отсутствия оснований, исключающих ответственность.

В правовом государстве, которым и является Российской Федерация, исключительно законодатель уполномочен на расширение и сужение числа признаков состава правонарушения.

Учитывая изложенное, предлагаем определить понятие состава административного правонарушения как совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, его обстоятельства и последствия, а также характеристик лица, его совершившего, а также позволит отнести это деяние к правонарушениям, предусмотренным КоАП РФ или нормативными актами субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность за их совершение и дифференцирующим систему наказаний.

Таким образом, законодательное закрепление определения понятия состава административного правонарушения в КоАП РФ позволит улучшить содержание правового института и будет способствовать появлению дополнительных гарантий прав участников производства по делам об административных правонарушениях, которые напрямую вытекают из норм Конституции Российской Федерации, что в результате повысит эффективность правоприменительной деятельности.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020)// СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Бабкин И.С. Проблемы классификации административных правонарушений в свете реформирования административного законодательства // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 72 — 75.
  4. Зырянов С.М. Проблемы конструирования составов административных правонарушений в статьях Особенной части КоАП РФ // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 105 — 126.
  5. Петрищев В.С. Региональные административные правонарушения: тенденции судебной практики // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. № 1. С. 201 — 215.
  6. Старостин С.А. О некоторых проблемах реформирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 29 — 34.
  7. Сургутсков В.И. К вопросу о категоризации административных правонарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 4. С. 545 — 549.