ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

№6,

Юридические науки

Абдурахманов Рустам Риатович


Ключевые слова: ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ; НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ КАЧЕСТВО; НЕДОСТАТОК ТОВАРА; СУЩЕСТВЕННЫЙ НЕДОСТАТОК ТОВАРА; ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ ТОВАР; ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК; CONSUMER PROTECTION; INADEQUATE CAPACITY; LACK OF THE GOODS; DRAWBACK OF THE PRODUCT; TECHNICALLY COMPLEX PRODUCT; THE WARRANTY PERIOD.


Аннотация: В данной статье автор рассматривает основные положения Закона «О защите прав потребителей» в области защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. Автор анализирует и выделяет особенности механизма защиты прав потребителей, выявляет пробелы Закона в соответствующей части.

Законодатель, приняв в 1992 году Закон «О защите прав потребителей» [1] (далее – Закон), обеспечил существование механизма, который предоставляет гражданам реальную возможность защищать свои права как в судебном, так и во внесудебном порядке. Потребитель имеет возможность выбора конкретных формы и способа защиты нарушенного права.

Глава вторая Закона посвящена защите прав потребителей при продаже товаров. Так, в статье 18 Закона перечисляются права потребителя при обнаружении в товаре недостатков, а также отмечается, что потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, которые возникли вследствие продажи ему товара ненадлежащего качества.

Закон не раскрывает понятие ненадлежащего качества товара, но содержит такие термины, как «недостаток товара» и «существенный недостаток товара». Так, недостатком товара является несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Под существенным недостатком товара понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Таким образом, в теории можно считать, что товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий недостаток или существенный недостаток. В свою очередь, отсутствие законодательного определения товара ненадлежащего качества можно считать хоть и не существенным, но пробелом в Законе, требующим устранения.

Перечисленные в статье 18 Закона требования потребитель вправе предъявлять как в судебном, так и во внесудебном порядке. Закон не предусматривает соблюдения обязательного внесудебного (претензионного) порядка разрешения соответствующих споров. Напротив, приоритет отдается судебной форме защиты нарушенных прав потребителей, так как часть 1 статьи 17 Закона гласит, что «защита прав потребителей осуществляется судом».

Закон предусматривает ответственность продавца за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, но добровольное удовлетворение обоснованных требований — это обязанность продавца, а досудебное предъявление претензии продавцу — право потребителя, которым он может и не воспользоваться.

Однако, как показывает практика, игнорирование досудебного обращения к продавцу неэффективно. Таким образом потребитель сам ухудшает свое положение, так как взыскание некоторых санкций, предусмотренных рассматриваемым Законом (в частности, неустойки), возможно лишь в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке, несоблюдения установленных сроков, наличия вины предпринимателя, что при отсутствии досудебного обращения истца установлено не будет.

Стоит отметить, что в отношении технически сложных товаров, перечисленных в Постановлении Правительства РФ № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» [2], Закон ограничивает срок предъявления требования в отказе от исполнения договора купли-продажи и требования возврата уплаченной суммы за товар ненадлежащего качества, либо предъявления требования о его замене на аналогичный товар с соответствующим перерасчетом покупной цены пятнадцатью днями со дня передачи потребителю такого товара. По истечении указанного срока данные требования подлежат удовлетворению только в случаях обнаружения существенного недостатка товара; нарушения установленных Законом сроков устранения недостатков товара (данный срок не может превышать сорока пяти дней); невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Также законодатель отмечает, что не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя отсутствие у него кассового или товарного чека либо другого документа, который удостоверяет факт покупки товара.

Покупатель, приобретший товар с недостатками, вправе предъявить требования, указанные в Законе, если такие недостатки возникли в течение гарантийного срока или срока годности. Если же на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то потребитель вправе предъявить соответствующие требования в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.

По смыслу Закона удовлетворение одного из требований, перечисленных в статье 18, лишает возможность удовлетворения других требований, кроме как требования о возмещении убытков, возникших при использовании товара ненадлежащего качества. Закон «О защите прав потребителей» не лишает возможности потребителя при досудебном разрешении спора заявить в одной претензии несколько требований, названных в статье 18 Закона, но судебная практика по вопросу удовлетворения одновременно нескольких требований, заявленных покупателем товара, неоднозначна.

Если же потребитель направил контрагенту претензию с указанием конкретного требования, он не может изменить его, пока не истечет срок, установленный статьями 20-22 Закона. Несоблюдение указанных сроков (неудовлетворение требований потребителя. Отсутствие ответа на претензию) порождает право потребителя предъявить иные требования, предусмотренные статьей 18 Закона.

Таким образом, Закон обеспечивает эффективную защиту прав потребителя в случаях приобретения товара ненадлежащего качества. Можно отметить, что в некоторых моментах Закон предоставляет потребителю явное преимущество, защищая его как более слабую сторону договора. Тем самым можно говорить об игнорировании принципа равенства участников гражданских правоотношений, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, что в определенной степени представляется правильным, так как потребитель действительно является более слабой стороной данных правоотношений.


Список литературы

  1. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1; в ред. Федер. закона от 03.07.2016 г. №265-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. — № 3, ст. 140; 2016. — № 27 (ч. 1), ст. 4198.
  2. Об утверждении перечня технически сложных товаров: Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924; в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 г. № 929 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. — № 46, ст. 6539; 2016. — № 39 ,ст. 5651.