УДК 179.3

ЗНАЧИМОСТЬ ЖИВОТНЫХ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

№29,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: РОЛЬ ЖИВОТНЫХ; АНИМАЛОТЕРАПИЯ; СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ; РАЗВИТИЕ; ROLE OF ANIMALS; ANIMAL THERAPY; SENSORY EXPERIENCE; DEVELOPMENT.


Аннотация: В данной статье раскрывается то, насколько значимо общение детей с животными, и как оно влияет на развитие ребёнка в целом.

Роль животных в своей жизни дети оценивают очень реалистично. Так, например ни один ребёнок не ожидал помощи от своего животного в случае болезни. Но при этом в первую очередь собака была названа наиболее излюбленным собеседником, дающим утешение в горе или хранителем тайны. В общем, по словам детей их отношение к животным обуславливалось привязанностью, доверием и отсутствием конфликтов.

Многие противники животных могут возразить: иной малыш не только не научится любви и состраданию, но измучит самого котенка или щенка. Во-первых, измучить зверька не так-то просто — даже маленький котенок способен постоять за себя или, в крайнем случае, просто спрятаться. А во-вторых, все зависит от отношения к животному взрослых — малыш будет копировать их поведение. Если родители принимают щенка или котенка как нового члена семьи, то для ребенка он станет другом, если же животное существует как предмет интерьера, то и ребенок быстро научится равнодушию и жестокости по отношению к любому живому существу.

Анималотерапия (зоотерапия) – это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). С помощью анималотерапии ребенок может легко преодолеть свои страхи, чувство возникающего одиночества (если родители часто заняты, но стоит учесть, что никакое животное не заменит человеческого общения и внимания), замкнутость детей, агрессивность к окружающему миру и себе, чувство беспомощности.

Использование анималотерапии в работе с ребенком не ставит перед собой цель вмешательства в жизненный сценарий ребенка. Главная задача использования анималотерапии – это максимально полное раскрытие дополнительных возможностей ребенка: в его поведении, личности, психическом и социальном развитии. Анималотерапия позволяет максимально приспособиться ребенку к условиям жизни, в которых он находится и научится взаимодействию с окружающим миром.

Главной особенностью использования анималотерапии с детьми является возможность расширения опыта невербального поведения. Все животные не говорят, а лишь издают звуки. Ребёнок всегда четко улавливает настроение животного (даже в 1,5 года ребенок, услышав рык, испугается, а если собака начнет скулить, малыш будет пытаться ее жалеть). Наблюдения за поведением животного, которое находится рядом с ребенком, дают ему неоценимый опыт присоединения к окружающему миру, расширяют репертуар понимания и выражения эмоций: доброжелательность, радость, обида, грусть, злость становятся для него понятны и узнаваемы.

Анималотерапевтический метод неоценимо расширяет сенсорный опыт ребёнка (так как ребенок не только видит животное, но и трогает его), развивает целостность восприятия мира, дает основу для развития фантазии и воображения.

Так же важно отметить еще ряд достоинств анималотерапии — это эффективный метод работы с детьми, так как наблюдения за животным миром и взаимодействие с ним положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Что в дальнейшем ведет к успешной адаптации и социализации в социуме. Находя общие черты в поведении человека и животных, ребёнок убеждается в том, что весь живой мир требует любви, аккуратного обращения, питания, ухода. Этот мир растет, дышит, развивается и имеет жизненный цикл. Изменения как внешнего, так и внутреннего мира животных и человека — это универсальные свойства, которые присущи всему живому. Получая знания об этом непосредственно через общение с животными, ребёнок учится обобщать, анализировать и синтезировать, сопоставлять и сравнивать.

Таким образом, дети, у которых дома есть животное, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно–следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений, и у этих детей эмоциональный мир более богаче и разнообразнее.


Список литературы

  1. Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация»: «Макцентр. Издательство»., 2004
  2. Богсович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., — 1968, — с. 29
  3. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, — 1997, — с. 24
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/11/12/vliyanie-zhivotnyh-na-razvitie-rebenka