УДК 159.922.73
РАСКРЫТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
№29,
Психологические науки
Попова Ксения Федоровна
Ключевые слова: АГРЕССИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ; УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ; ПАМЯТЬ; ПЕРЦЕПТИВНЫЙ; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ; СЕМЬЯ; AGGRESSION; PSYCHOLOGICAL PROCESSES; MENTAL ACTIVITY; DEVELOPMENT; SOCIAL REALITY; MEMORY; PERCEPTUAL; PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THE INDIVIDUAL; FAMILY.
Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии.
Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности дошкольника. Особенности внимания дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное).
Эти особенности формирования эмоционального благополучия (неблагополучия) важно осознать воспитателю детского сада, куда дети попадают в раннем возрасте. На воспитателей тоже ложится обязанность и ответственность за эмоциональное благополучие ребенка. Их взаимоотношения с ребенком, их внимание и забота, желание создать эмоциональный комфорт (а в худшем случае их отсутствие) очень серьезно может повлиять на жизненный путь их воспитанников. На что же стоит обратить внимание педагогу?
Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. И, напротив, если человек ощущает эмоциональное неблагополучие, то это может проявиться в агрессии, подавленности, в страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, — 414 с.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 443 с.
- Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2011. — 682 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
- https://infourok.ru/statya-na-temu-psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2948624.html