УДК 37.013.41

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№29,

Педагогические науки

Куроптева Виктория Игоревна


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ЦЕЛЕПОЛОЖЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; МОТИВИРОВАННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРЕДМЕТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРОДУКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; TEACHING ACTIVITIES; CHARACTERISTICS OF TEACHING ACTIVITIES; TELEPROTECT TEACHING ACTIVITIES; MOTIVATION OF TEACHING ACTIVITIES; THE OBJECTIVITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES; PRODUCTIVITY OF PEDAGOGICAL ACTIVITY.


Аннотация: Данная статья посвящена изучению основных характеристик педагогической деятельности. Также выделены цель, мотивация, предметность и продуктивность данной сферы. В статье рассматриваются противопоказания и качества личности профессии «педагог».

В настоящее время множество студентов учится на педагогов. Известно, что эта профессия относится к группе «Человек-человек» (Е.А. Климов) [2]. А это значит, что человек, выбравший профессию «педагог» должен обладать некоторыми качествами: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д. Но мы знаем, что не всегда выбранная профессия подходит нам, поэтому существует ряд противопоказаний, которые И.А. Зимняя определяет для данного рода деятельности: «Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса “просто так”»[1].

Для того, чтобы разобраться в нашей теме, необходимо определить основные характеристики педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Основными характеристиками педагогической деятельности являются ее целеположенность, мотивированность, предметность и продуктивность.
Цель педагогической деятельности определяется тем, что главной фигурой является ребенок, как его личность, так и его внутренний мир; система отношений строится на доверии и терпимости к нему, деликатности, истинном интересе к его судьбе и т.д.

Мотивация педагогической деятельности – одна из актуальных проблем исследования в педагогической психологии, особенно в связи с изменением социально-экономических процессов в современном обществе. Педагогическая мотивация может быть представлена внешними и внутренними мотивами. Внешние мотивы – мотив достижения, престижности работы в определенном образовательном учреждении, адекватности оплаты труда; внутренние – ориентация на процесс и результат своей деятельности, личностного и профессионального роста, самоактуализации, ориентация на доминирование (мотив власти). Признаки потребности доминирования: желание контролировать свое окружение, воздействовать на поведение других людей, направлять их посредством совета, обольщения или приказания; желание побуждать поступать других людей в соответствии со своими потребностями и чувствами; желание добиваться сотрудничества и убеждать других в своей правоте.

Предметом педагогической деятельности является организация учебно-воспитательной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Продукт педагогической деятельности – формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Продуктивность педагогической деятельности как мера ее результативности может иметь несколько уровней:
1) минимальный – репродуктивный, педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
2) низкий – адаптивный, педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории (к ее профилю, возрасту и т.п.);
3) средний – локально моделирующий, педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
4) высокий – системно моделирующий знания учащихся, педагог владеет стратегиями формирования системы знаний по предмету в целом;
5) высший – системно моделирующий деятельность и знания учащихся, педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Высший уровень развития педагогической деятельности заключается в том, что педагог ставит цели по формированию механизмов саморазвития и способен к передаче ученикам своей способности к саморазвитию [3].

Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики педагогической деятельности, выделили главное понятие, его цель, мотивацию, предметность и продуктивность. Можно сделать вывод, что данная профессия подходит не всем. Человеку, обучающемуся профессии «педагог» нужно верно оценивать свои возможности и понимать, что быть психологически готовым к работе с детьми также важно, как и повышать уровень знаний, умений и навыков в данной сфере.


Список литературы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М., 2000. – С. 62.
  2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. – С. 176–181.
  3. Маракушина И.Г. Педагогическая психология: : учебное пособие / И.Г. Маракушина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 286 с.
  4. http://elib.bspu.by/bitstream/doc/159/1/001562.pdf#2