УДК 37.013.41

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№29,

Педагогические науки

Куроптева Виктория Игоревна


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ; СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY; STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY; INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY; CLASSIFICATION OF STYLES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY.


Аннотация: Данная статья посвящена изучению стилей педагогической деятельности. В ней рассматриваются основные термины этой темы, а также классификации стилей педагогической деятельности различных автором. Также выделяется проблема индивидуального стиля деятельности педагога.

В педагогической психологии существует такое понятие, как стили педагогической деятельности. Н.В. Клюева утверждает: «Стиль педагогической деятельности – обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов и психологических средств, которая складывается у человека, стремящегося к эффективному освоению деятельности и проявляющаяся в разных условиях осуществления педагогической деятельности»[3, C. 82].

В педагогической психологии широко изучается проблема индивидуального стиля педагогической деятельности. В узком смысле индивидуальный стиль педагогической деятельности — это устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности [1]. Индивидуальный стиль деятельности является эффективным только в том случае, если учитель использует тот стиль деятельности, с помощью которого постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей. Определенный алгоритм этих сочетаний в организации и регуляции делового поведения педагогов и характеризует тот или иной индивидуальный стиль.

Существует множество классификаций стилей педагогической деятельности. Приведем в пример несколько из них.

В.А. Кан-Калик выделял 5 педагогических стилей:
— Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;
— Общение на основе дружеского расположения;
— Общение-дистанция;
— Общение-устрашение;
— Общение-заигрывание.

Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин считают, что различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателей в общении с обучаемыми на занятиях. Условно эти модели можно обозначить следующим образом:
— диктаторская (Монблан);
— неконтактная (Китайская стена);
— дифференцированного внимания (Локатор);
— гипорефлексная (Тетерев);
— гиперрефлексная (Гамлет);
— негибкого реагирования (Робот);
— авторитарная (Я-сам);
— активного взаимодействия (Союз).

Традиционно выделяют классификацию стилей педагогической деятельности К. Левина:
— авторитарный стиль: складывается в результате преимущественного использования учителем принудительного требования и агрессивного внушения. Требование направлено на подавление недисциплинированного поведения школьников. Агрессивное внушение принимает формы наставления, предупреждения, угрозы, осуждения, которые вызывают недовольство, возмущение, гнев, презрение учителя. Сопровождается недовольными, злобными, гневными, насмешливыми, раздраженными интонациями голоса и мимики;
— демократический стиль: учитель опирается на убеждение, побудительное требование и доброжелательное внушение. Убеждая, он разъясняет детям полезность подчинения правилам, формирует у них убежденность в их ценности. Обычные формы требования – приказы, запреты, распоряжения – превращаются при демократическом стиле в побуждение. Теплые интонации голоса, спокойная мимика, обращение к ученикам по именам усиливают близость учителя с ними;
— либеральный стиль: самый неблагоприятный в педагогическом общении. Не случайно его называют либерально-ситуативным, поскольку общение в значительной мере определяется ситуацией, настроением[2].

А.К. Маркова и выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя:
— Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения.
— Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но он стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышено-чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.
— Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.
— Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество стилей деятельности педагога, которые помогают ему в работе. Индивидуальный стиль деятельности характеризуется особенностями исполнения преподавателем своих педагогических функций. При этом каждый стиль характеризуется особенностями доминирующего компонента и дополняется характеристиками других компонентов. Часто стили смешиваются в одном преподавателе, поэтому он применяет их к каждому ученику или классу по-разному.


Список литературы

  1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969. – С. 49.
  2. Маракушина И.Г. Педагогическая психология: : учебное пособие / И.Г. Маракушина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 286 с.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя:Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  4. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 82.
  5. https://sdamzavas.net/4-16932.html