УДК 37

РУКОВОДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№29,

Педагогические науки

Тузеева Елена Геннадьевна


Научный руководитель: Мерзон Е.Е., кандидат педагогических наук, доцент, директор УИ КФУ.


Ключевые слова: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА; РАЗВИТИЕ РЕЧИ; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ; METHODOLOGICAL WORK; SPEECH DEVELOPMENT; PRESCHOOL EDUCATION; PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION; FORMATION OF CORRECT SPEECH.


Аннотация: В данной статье говорится о ведущей роли в руководстве методической работой в дошкольной образовательной организации, которая принадлежит заведующему. Он руководит воспитательно-образовательной работой. Поэтому очень важна его теоретическая и практическая подготовка в области дошкольного образования. Здесь рассматриваются методы и формы работы руководителей ДОО с детьми и воспитателями детского сада.

Речевое развитие становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи детей – это огромная ответственность воспитателей, которые развивают речь детей в детском саду.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования подрастающего поколения выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предполагает овладение детьми «…речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [5].

В связи с утверждением и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало необходимо искать новые подходы к организации и планированию речевой работы с детьми и воспитателями в детском саду.

Ведущая роль в руководстве методической работой в дошкольной образовательной организации, принадлежит заведующему и старшему воспитателю.

У заведующего и старшего воспитателя общие задачи и цели, общий план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива детского сада. Один из разделов методической работы заведующего – это работа по речевому развитию воспитателей и детей.

Цели и задачи этой работы формулируются с учётом его общих методических должностных обязанностей. Они заключаются в следующем:
— направлять и контролировать работу сотрудников детского сада;
— оказывать методическую помощь воспитателям;
— обеспечивать правильную постановку задач воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы;
— контролировать и обеспечивать выполнение программы речевого развития детей в группах детского сада;
— содействовать формированию правильных условий для развития речи детей;
— организовывать работу методического кабинета в детском саду;
— обобщать методический, наглядно — демонстрационный материал по речевому развитию;
— изучать и передавать передовой опыт по развитию речи;
— организовывать обмен опытом между воспитателями и т.д.

Для благополучного решения поставленных задач, заведующий должен постоянно пополнять свои профессиональные компетенции, хорошо знать методику развития речи, повышать профессиональный уровень всех своих педагогов. Ему необходимо знать каждого ребёнка и уделять особое внимание тем детям, у которых есть проблемы с развитием речи ( посещение детей логопеда).

Разделение методических обязанностей и опора на каждого члена коллектива — это важное условие успешной работы заведующего дошкольной образовательной организации.

Руководитель детского сада должен быть организатором режима речевой культуры, поэтому в начале года ему необходимо провести беседу об общих педагогических требованиях к речи всех сотрудников, включая и обслуживающий персонал.

В детского сада к речи педагога предъявляются особые требования, отличающие его от бытовой, которой он пользуется в личном обиходе.

Воспитатель должен обращать особое внимание на смысловую сторону речи, так как это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. В общении с детьми педагог использует основные нормы русского языка, а также нормы образования и изменения слов, должен заботиться о чистоте собственной речи. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребёнка, помогает сформировать у него выразительность и образность речи. Выразительность речи является мощным орудием воздействия на ребёнка.

Воспитатель обязан правильно использовать невербальные средства общения и уметь не только говорить с ребёнком, но и слышать его.

При исследовании речи педагога заведующий оценивает её с трех сторон:
— содержательность (что педагог сообщает детям, о чём и сколько говорит),
— безупречная правильность формы речи (как педагог говорит),
— педагогическая и возрастная направленность (умеет ли педагог говорить с детьми, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам).

Словарь воспитателя обязан быть богатым и точным. Речь педагога должна быть грамматически безупречной, яркой, правильной, выразительной.

Огромные требования предъявляются к звуковой культуре речи. У педагога должна быть выразительная мимика, дружелюбный, приветливый тон по отношению к детям, коллегам, родителям и ко всем людям.

Формы и методы методической работы с воспитателями в детском саду очень разнообразны. Одной из форм методической работы является посещение групп детского сада, ознакомление с работой воспитателя в области развития речи. Проверка письменной документации. Это проверка календарных и тематических планов. Вместе с воспитателями заведующий и старший воспитатель обсуждают конспекты занятий, сценарии, доклады, которые время от времени готовят педагоги. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов и т.д.

В данной статье хочется поделиться опытом работы заведующего МБДОУ «Детский сад «Сказка» пос.Трудовой» Чекашовой Галины Николаевны, которая проработала на этой должности 11 лет. За время своего руководства она показала себя как компетентный, ответственный, грамотный руководитель. В своей методической работе использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с коллективом, с педагогами. Очень интересно проходили педагогические советы. Использовала такие формы работы как: «Круглый стол», « Мозговая атака», «Творческая гостиная», где педагоги в свободной обстановке могли обсудить свои профессиональные проблемы, успехи, пожелания.

Особенно мне запомнилась деловая игра по культуре речи.

В начале игры мы выяснили, что такое «Культура речи», какие бывают компоненты профессиональной речи педагога, рассмотрели требования к речи воспитателя детского сада. Затем проводилась игра – тренинг по теме: «Речевая культура воспитателя детского сада»: все получили листочки со словами, в произношении которых чаще всего встречаются ошибки в речи. Это ошибки считаются грубыми и в речи воспитателей они не допустимы. На листочках были написаны задания:

1.Скажи правильно:
бантЫ- бАнты, кладовАя- кладОвая, газопровОд- газопрОвод
диспансЕр- диспАнсер, ломотА- ломОта, дремотА- дремОта
занЯл- зАнял, звонИт- звОнит, каталОг -катАлог
красивЕе- красИвее, мусоропровОд- мусоропрОвод
никчЕмный – никчЁмный, обеспЕчение – обеспечЕние
обОдрить – ободрИть,осУжденный – осуждЁнный
плЕсневеть – плесневЕть, полигрАфия – полиграфИя
прИбыл – прибЫл, премИровать – премировАть
принУдить – принудИть, слИвовый – сливОвый, тУфля – туфлЯ
жАлюзи – жалюзИ, хАос – хаОс, врУчит – вручИ

2.Произнеси правильно:
Конечно, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, теннис, фанера, горчичник, прачечная, молочный, скворечник, декан, артезианский, порядочный, супермен, сердечный, конгресс, молочный, крем, сонет, Ильинична, пюре

3.Согласуй слова:
пара (чулки, сапоги, туфли, носки)
несколько (грузины, узбеки, армяне, болгары, цыгане)
восемь (блюдца, полотенца, щупальца)

4.Какого рода существительные:
Шампунь, мозоль, кофе, тюль, вуаль, какао, пальто, гель, вермишель.

В заключении хочется сказать, что речевое развитие детей в детском саду является важным этапом в формировании грамотной личности. Поэтому ДОО в лице заведующего и педагогов должны приложить к этому все свои усилия.


Список литературы

  1. О.М., Организация настоящей полноценной речевой работы деятельности в детском огороде саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – Питера СПб: ДЕТСТВОПресс-папье -ПРЕСС, 2005.-192 с.
  2. Захарова В.М. Методические указания к установке курсу «Методика Ельцоваобучения преподавания педагогических наук дисциплин в дошкольном училище педучилище». М., 2015.
  3. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 3.
  5. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык. 1993.
  6. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html