ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

№29,

Педагогические науки

Конокпаева Инна Сергеевна


Научный руководитель: Гапсаламов А.Р., к.э.н., доцент.


Ключевые слова: ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ; ЛИДЕР; КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ; САМОУПРАВЛЕНИЕ; LEADERSHIP COMPETENCIES; LEADER; COMPETITIVENESS; PROFESSIONAL DEVELOPMENT; CREATIVE SELF-DEVELOPMENT; SELF-MANAGEMENT.


Аннотация: В статье рассматриваются аспекты формирования лидерских компетенции в процессе профессионального становления специалиста в образовательных учреждениях. Рассмотрены основные модели лидерства.

Одним из ключевых условий развития системы образования нашей страны является в настоящее время обеспечение образовательных организаций кадрами, готовыми к организации и ведению инновационной педагогической деятельности, ориентированных на непрерывное личностное и профессиональное развитие, творческое саморазвитие, самоуправление процессом профессионального роста.

Для успешного решения этой задачи необходимо в полной мере использовать факторы и условия для развития у специалиста способности активно участвовать в коллективном творческом решении проблем профессиональной деятельности, формирование чувства ответственности и инициативы, которые являются неотъемлемой частью лидерских компетенций. Однако зачастую в настоящее время молодые специалисты не готовы играть роль лидера в образовательной организации, что не только снижает их собственную конкурентоспособность на рынке труда, но и не позволяет обеспечить оптимальные условия для развития системы образования в целом.

Именно поэтому проблема формирования лидерских компетенций молодого специалиста в процессе его профессионального становления является сегодня особенно значимой и оптимальной. Ее решение позволит определить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию лидерских компетенций специалистов в области образования и реализовать на практике модель из развития в процессе профессионального становления педагога.

В настоящее время в научной литературе выделяется несколько моделей лидерства, от содержания которых во многом зависит выбор путей и средств формирования лидерских компетенций, а также показателей и критериев их сформированности. Основными такими моделями являются [3, с. 116-117]:

— аутентичное лидерство, в соответствии с которым лидерские компетенции включают в себя, в первую очередь, не то, что мы делаем по отношению к людям, а то, что мы делаем вместе с людьми; истинное лидерство – значит быть искренним, открытым и честным по отношению к тем, кого мы ведем за собой;

— творческое лидерство можно рассматривать как способность создавать инновации и правильную атмосферу в коллективе, занимающемся инновационной деятельностью, в том числе способность осуществлять причин и способов преодоления творческих конфликтов; объединять разные группы участников совместной работы, обеспечивать им свободу самовыражения и творчества;

— трансформационное лидерство предполагает такое взаимодействие между лидером и его последователями, которое выводит их обоих на более высокий уровень мотивации и личностного развития; это – лидерство наиболее высокого уровня, которое возникает, когда лидер расширяет интересы других людей, побуждая их сознательно принимать цели и задачи совместной деятельности, мотивируя их действовать на благо всего коллектива.

На наш взгляд, именно модель трансформационного лидерства выражает всю полноту лидерских компетенций, которые могут быть сформированы у специалиста в области образования. В свою очередь, под такими компетенциями понимается сочетание следующих компонентов [1, с. 68]:

— готовность и способность влиять на других при решении практических и профессионально ориентированных задач образовательной деятельности;

— способность создавать эффективные проектные команды, умение работать в такой команде и как организатор, и как простой исполнитель и вносить значительный вклад в работу всего педагогического коллектива образовательного учреждения;

— способность чувствовать ответственность за достижение единых целей педагогической деятельности, даже если личные интересы специалиста не принимаются во внимание, способность соотносить личные и общественно значимые цели;

— способность успешно адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать имеющийся жизненный и профессиональный опыт, анализировать собственные возможности;

— способность принимать оптимальные решения в условиях ограниченности времени и ресурсов.

Все эти компоненты в той или иной степени отражены в содержании действующих ФГОС и отражают значение лидерских компетенций как важной составляющей общей профессиональной компетентности современного специалиста в области образования. Поэтому же, можно сделать вывод о том, что их формирование должно осуществляться целенаправленно в процессе осуществления специальных организационных мер и реализации системы управленческой поддержки деятельности педагога.

Основой работы по формированию лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении должно становиться создание следующих организационно-педагогических условий [2]:

— создание позитивной эмоционально-нравственной атмосферы в педагогическом коллективе; ориентация специалистов на взаимопомощь, чувство ответственности за выполнение своих профессиональных обязанностей;

— обеспечение успешной адаптации каждого специалиста к профессиональной деятельности с первых дней работы в школе, формирование уверенности в своих силах, настроенности на успешную творческую работу; интеграция в систему постоянно расширяющихся педагогических взаимоотношений, которая с первых дней обучения выявляет проявления лидерской компетентности в профессиональной деятельности студента, расширяет и углубляет его понимание требований к лидерским качествам современного специалиста;

— ориентация не только на повышение лидерских качеств специалиста, но и учет особенностей их проявления в процессе профессионального развития, когда педагог на личностном уровне принимает значимость профессиональных отношений, норм и принципов, ценность единых целей деятельности;

— включение в содержание самообразование и повышения квалификации специалистов тем и модулей, раскрывающих социокультурные аспекты феномена лидерства, специфику развития соответствующих качеств личности;

— обеспечение высокого уровня профессиональной культуры педагогов, их способности проводить целенаправленную и систематическую работу по профессиональному и личностному росту.

Таким образом, формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста требует создания в образовательном учреждении определенных организационно-педагогических условий, позволяющих мобилизовать весь педагогический коллектив и администрацию школы, ориентировать всех работников на достижение единых целей, имеющих личностную значимость для каждого. Только в таких условиях возможно формирование лидера, способного, ведя за собой других и постоянно самосовершенствуясь, обеспечивать все более высокий уровень мотивации и личностного развития каждого участника педагогического процесса.


Список литературы

  1. Авдеева А.В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2010. – 195 с.
  2. Синицина О.В. Компетентностный подход как основа развития лидерских компетенций студентов вуза // Учим управлять и учимся управлять. – 2020. – С. 38-47.
  3. Таразевич Н.С. Научные исследования и современное образование. – 2018. – С. 116-118.