УДК 37.02

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

№28,

Педагогические науки

Грачева Татьяна Владимировна


Научный руководитель: Толмашов А.Г., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ; УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ЗАДАНИЯ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ; METASUBJECT; UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES; TASKS WITH REGIONAL CONTENT.


Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся влияния использования заданий регионального содержания на формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. А также приведены примеры таких заданий.

Образовательные процессы настоящего времени обусловлены возникновением комплексных социально-культурных, экономических и экологических проблем, решение которых требует, прежде всего, междисциплинарного взаимодействия. Соответственно, ключевым фактором, способствующим успешному развитию личности в современных реалиях, становится не сумма знаний, а способность самостоятельно восполнять недостающие знания и находить способы решения возникающих задач, умение конструктивно взаимодействовать с коллективом и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.

В данном случае мы говорим о метапредметном способе мышления и получения универсального знания. Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии направлены на формирование мыследеятельностного типа интеграции учебного материала, путём устранения разобщённости учебных предметов.
Метапредметный подход в обучении предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД). В терминологическом словаре инклюзивного образования УУД определяются как «обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [1,с. 15].

На ступени начального образования ключевыми метапредметными результатами является триада: умение учиться, учебное сотрудничество, работа с информацией — интегрирующая разнообразные УУД.

Большим метапредметным потенциалом обладает региональный этнокультурный материал, который может быть включен в любой учебный предмет. Использование историко-краеведческого материала на уроках отвечает основной цели и задачам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, направленной на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение, развитие языка и национальной культуры.

Все учебные задания вне зависимости от их классификации делятся на два типа: направленные на воспроизведение готовой информации – репродуктивные задания и продуктивные — направленные на включение учащихся в активную познавательную деятельность.

Проанализировав задания в современных учебниках математики для начальной школы, мы заметили, что большинство из них направлены на воспроизведение и усвоение готовой информации. То есть, в большинстве современных учебников математики преобладают задания репродуктивного типа. В них, как правило, большое значение придается получению предметной информации, а формирование метапредметных результатов происходит стихийно, что не способствует достижению всех планируемых результатов ФГОС НОО.

В связи с этим наше внимание привлекли задания определенного вида, процесс решения которых предполагает активизацию мышления школьников, включение их в деятельность, направленную на поиск способа решения – математические задания с метапредметным компонентом [2, с. 56]. Включение регионального компонента способствует формированию познавательной активности младших школьников ко многим предметным областям образования и, в том числе, к математике.

На основании вышесказанного мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса заданий с метапредметным компонентом, наполнив их региональным содержанием.

Ниже приведем несколько примеров таких заданий.

Задание 1.
Прочитай текст.

Хакасы образовывали селения, состоящие из 10-15 жилищ. Они назывались аалы. Часто их составляли родственные семьи. Традиционным жильем хакасов считается юрта. Строения делали просторными, с большой конусообразной крышей. Ранее они были переносными, так как племена кочевали с места на место. Их делали из жердей, войлока и бересты.
С 19 века стали строить деревянные юрты. Стены складывали из бревен, длиной около 300 сантиметров, крышу покрывали досками или корой. Юрты имели форму правильного многоугольника (с количеством углов от 6 до 12). В середине располагался очаг, обложенный камнями, над которым было отверстие для дыма. Пол утаптывали, ничем не покрывая. Входная дверь всегда выходила на северную сторону.
Справа была женская половина, слева — мужская. На женской располагали домашнюю утварь, ткацкий станок, принадлежности для шитья. В мужской части юрты развешивали оружие, раскладывали рабочие инструменты.

Запиши в тетрадь номера верных утверждений.
А) Деревянные юрты хакасы начали строить только с 19 века.
Б) Хакасы образовывали большие поселения – аалы из более чем 40 жилищ.
В) В хакасской юрте женская половина находится справа, а мужская – слева.
Г) Жилища хакасов были переносными до конца 20 века.
Д) Длина бревна, используемого для строительства юрты, составляет менее 400 сантиметров.
Ответ: А, В, Д.

Задание 2.
Вычисли периметр шестиугольной юрты, вырази его в метрах, если нужно, перечитай текст.
Решение:
В тексте сказано, что юрты строились в форме правильного многоугольника, длина одной стены равна 300 см. В правильном многоугольнике все стороны равны и количество сторон равно количеству углов. Значит у данной юрты 6 сторон по 300 см.
Для удобства выразим длину в метрах
1) 300см = 3м
2) 3 × 6 = 18 (м) – периметр юрты.
Ответ: 18 метров периметр юрты.

Задание 3.
Ученики 3 класса составляли текстовые задачи о Республике Хакасия. Запиши, кто из детей составил задачу по данному тексту, реши ее.
Марис: На пошив национального платья (ипчі кӧгенек) потребовалось 8 м ткани, а на рубашку в 2 раза меньше. Сколько метров ткани нужно для пошива 3 хакасских рубах?
Алана: В аале построено 15 деревянных юрт; в 7 больших юртах проживает по 8 человек, а в остальных юртах – по 5 человек. Сколько всего человек проживает в этом аале?
Марина: В Хакасии насчитывается около 500 озер с площадью водной поверхности более 10 га, из них 1/5 соленые. Сколько соленых озер в республике?
Дима: На возвышенности горы Ах-Тигей давно располагался аал. С появлением русских этому аалу было дано название Усть-Абаканский. В 1823 году на императорских картах появилось название села Усть-Абаканское. Сколько исполнится лет селу в наступающем году?
Ответ: По данному тексту задачу составила Алана.

Решение: Выполним краткую запись:

15 – 7 = 8 (юрт) – число юрт, в которых проживает по 5 человек;
8 × 7 = 56 (чел.) – живут в больших юртах;
5 × 8 = 40 (чел.) – живут в остальных юртах;
56 + 40 = 96 (чел.) – людей живут в аале.

Ответ: 96 человек живут в аале.

При решении подобных заданий у учащихся формируются не только предметные умения, такие, например, как решение текстовых задач.

Таким образом, систематическое использование различных заданий с метапредметным компонентом способствует целенаправленному формированию регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных универсальных действий. А наполнение этих заданий региональным содержанием способствует расширению кругозора младшего школьника о родном крае, а необычная форма и близкое к пониманию содержание заданий, повышает их интерес к процессу обучения.


Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли.: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: «Просвещение», 2011. – 151 с.
  2. Киргуева Ф.Х. Формирование гражданской идентичности на уроках математики.// Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 35–39.
  3. Селькина Л.В. Математические задания с метапредметным компонентом / Л.В.Селькина, М.А.Худякова // Начальная школа. – 2017. – № 5. – С. 56–59.
  4. Толмашов А.Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012. – 96 с.