ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ВО ВНУТРИГОРОДСКОМ СООБЩЕНИИ

№6,

Технические науки

Ризванова Марина Ивановна


Ключевые слова: ПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТ; ВНУТРИГОРОДСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ; КАЧЕСТВО ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК; ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК; PASSENGER ROAD TRANSPORT; INNER-CITY PASSENGER TRANSPORTATION; PASSENGER TRANSPORTATION QUALITY; PROBLEMS OF PASSENGER TRANSPORTATION QUALITY.


Аннотация: В статье проводится анализ проблем качества пассажирских перевозок автомобильным транспортом во внутригородском сообщении на примере города Туймазы Республики Башкортостан.

Жизнь современного человека невозможно представить без активного передвижения в пространстве. При этом человек использует все возможные способы передвижения: от самостоятельного передвижения до транспортных перевозок. Обеспечивая основные потребности населения, пассажирские перевозки играют важную роль в социальной и экономической жизни общества. Современный водный, воздушный и наземный пассажирский транспорт осуществляет перевозку людей, их ручной клади и багажа в различных сообщениях и на любые расстояния. Одним из наиболее распространенных видов наземного транспорта в современном мире является автомобильный транспорт. Именно он занимает ведущее место в перевозках пассажиров, в том числе и во внутригородском сообщении. Высокая конкурентоспособность пассажирских перевозок автомобильным транспортом объясняется его доступностью, повышенной маневренностью и мобильностью, повышенной степенью комфортности поездок и автономностью движения по сравнению с иными видами транспорта. Поэтому, не случайно, что доля пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в общем объеме пассажирских перевозок составляет более 60% (табл. 1).

Таблица 1 — Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования в Российской Федерации за 2000-2016 гг., млн. пасс.

Вид транспорта 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Автомобильный 23001 16374 13434 13305 12766 11587 11554 11523 11072
Трамвайный 7421 4123 2079 2004 1928 1629 1551 1478 1397
Троллейбусный 8759 4653 2206 2152 2051 1735 1803 1616 1483
Метрополитенный 4186 3574 3294 3351 3446 3491 3437 3336 3312
Железнодорожный 1419 1339 947 993 1059 1080 1076 1025 1040
Морской 1,1 1,3 1,5 1,3 1,1 0,5 6,9 9,6 13
Внутренний водный 28 21 16 14 13,5 13 13 13 13
Воздушный 23 37 59 66 76 86 95 94 89
Всего 44854 30128 22036 21887 21374 19625 19544 19122 18418

Анализ данных, приведенных в табл. 1 показал, что несмотря на уменьшение автомобильных пассажирских перевозок в 2016 году по сравнению с 2000 годом почти в 2 раза, в России по числу перевезенных пассажиров данный вид перевозок, как в 2016 году, так и на протяжении последних 15 лет занимает лидирующую позицию среди иных видов транспорта общего пользования. Так, автомобильным транспортом в 2016 году в России было перевезено 11072 млн. пассажиров, метрополитеном втрое меньше — 3312 млн. пассажиров, троллейбусным транспортом в 10 раз меньше — 1483 млн. пассажиров.

Общая оценка состояния и перспектив развития пассажирских автомобильных перевозок в России были сформулированы в докладе Министра транспорта РФ «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2016 год, целях и задачах на 2017 год и плановый период до 2019 года» опубликованный 05 апреля 2017 года.

В соответствии с данным докладом в 2016 году в сложившихся макроэкономических условиях при сохранении неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры наметилось снижение негативных тенденций в части пассажирских перевозок.

Пассажирооборот транспорта общего пользования составил в 2016 году по данным Росстата 511,4 млрд. пасс./км (98,1% к уровню 2015 г.). Подвижность населения на транспорте общего пользования снизилась в 2016 году на 2,2% к уровню 2015 года и составила 3,5 тыс. пасс./км на 1 человека. Динамика пассажирооборота и транспортной подвижности населения обусловлена снижением деловой активности и реальных располагаемых доходов населения (94,1% к уровню 2015 г.).

В 2016 году в структуре пассажирооборота транспорта общего пользования увеличилась доля автомобильного транспорта (на 0,3 п.п. к уровню 2015 г.).

Динамика перевозок пассажиров и пассажирооборота транспорта общего пользования представлена на рис. 1 [5]:


Рис. 1. Динамика перевозок пассажиров и пассажирооборота транспорта общего пользования, % к 2015 году

В 2016 году автобусным транспортом общего пользования перевезено 11,1 млрд. пассажиров (98,1% к уровню 2015 г.) и выполнен пассажирооборот в размере 116,6 млрд. пасс./км (99,0% к уровню 2015 г.).

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров в автобусах учитываются по видам сообщения [3]:

— городские перевозки — перевозки, которые осуществляются на маршрутах в пределах черты города (другого населенного пункта);
— пригородные — перевозки, которые осуществляются за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно;
— междугородные — перевозки, которые осуществляются за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров. В междугородные перевозки включаются внутриобластные, которые осуществляются на маршрутах, проходящих в пределах одной области, края, республики в составе России, межобластные — на маршрутах, проходящих по территории двух и более субъектов Российской Федерации.
— международные — перевозки между Россией и странами СНГ и между Россией и странами дальнего зарубежья.

Структура перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по видам сообщения за 2000-2015 гг. представлена в табл. 2.

Таблица 2 — Распределение перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по видам сообщения, % [6]

Вид сообщения 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Городское 83,26 82,11 79,2 79,8 80,6 82,7 83,5 84,5
Пригородное 15,93 16,42 18,9 18,5 17,8 16,0 15,3 14,4
Междугородное 0,79 1,45 1,9 1,7 1,6 1,3 1,2 1,1
Международное 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,01 0,02 0,02

Таким образом, в долевом соотношении наибольшее число пассажиров перевозится во внутригородском сообщении (79,2-84,5%), второе место по массовости приходится на перевозки в пригородном сообщении (14,4-18,9%). В совокупности внутригородские и пригородные перевозки охватывают более 98% поездок пассажиров, выполняемых на транспорте общего пользования.


Рис. 2. Структуру внутригородских перевозок пассажиров по России за 2016 год

По данным рис. 2 видно, что в структу­ре внутригородских перевозок пассажиров около половины поездок выполняется с использованием пассажирских автобусов.

В связи с вышеизложенным, первостепенное значение для изучения проблем развития и совершенствования перевозок пассажиров имеют проблемы качества пассажирских перевозок во внутригородском сообщении.

Под качеством транспортного обслуживания пассажиров в научном обороте понимают совокупность свойств перевозочного процесса и системы перевозок пассажиров, обусловливающих соответствие их нормативным требованиям [7]. Определение качества как совокупности характеристик предопределяет оценку качества транспортной услуги по совокупности показателей, отражающих различные свойства услуги.

В свою очередь, свойства процесса и системы транспортного обслуживания определяются объективной особенностью уровня организации и осуществления перевозок пассажиров и проявляются при удовлетворении транспортных потребностей пассажиров.

Показатель качества – объективный измеритель степени проявления свойства. В зависимости от степени проявления свойства показатель принимает то или иное значение.

В России качество услуг транспортного обслуживания определяется действующими стандартами ГОСТ Р 51004-96 Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества [1] и ГОСТ 30596-97/ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения [2]. В них выделяется три основные группы показателей качества: безопасность перевозок, регулярность движения, комфортность поездок, сохранность багажа. ГОСТ Р 51004-96 содержит описание требований к управлению процессами оказания услуги, собственно к процессу оказания услуги и результату оказания услуги. При оценке результата оказания услуги учитываются следующие свойства услуги: 1) информативность; 2) комфортность; 3) скорость; 4) своевременность; 5) сохранность багажа; 6) безопасность.

31 января 2017 г. вступило в силу распоряжение Министерства транспорта РФ № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный стандарт устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения. В соответствии с данным стандартом к показателям качества относятся [4]:

— доступность (территориальная доступность остановочных пунктов; доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения; доступность транспортных средств для маломобильных групп населения; ценовая доступность поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов; частота обслуживания остановочных пунктов);
— надежность (соблюдение расписания маршрутов регулярных перевозок);
— комфортность (оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров; уровень шума в салоне транспортных средств; температура в салоне транспортных средств; соблюдение норм вместимости; количество пересадок; экологичность).

Проблемы обеспечения качества пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в городском сообщении рассмотрены на примере города Туймазы Республики Башкортостан.

Город Туймазы расположен на западе Республики Башкортостан, в Приуралье, на Бугульминско-Белебеевской возвышенности и правобережье реки Усень. Является значимым республиканским культурным, промышленным и научным центром, шестым городом в Башкортостане и столицей Туймазинского района.

Всего в городе на 01.03.2017 зарегистрировано 7 автобусных маршрутов, перевозки по которым осуществляют следующие перевозчики: ФЛ ТуймазинскоеАТП ГУП «Башавтотранс» (основной перевозчик), ИП Самигуллин Ф.Р., ИП Вахитов Р.Р., ИП Балянов В.В., ИП Каримова А.А.

Для выявления отношения пассажиров к качеству пассажирских перевозок в г. Туймазы был проведен опрос пассажиров, который проводился на промышленных предприятиях, вузах, организациях и непосредственно в общественном транспорте в г. Туймазы. Всего было опрошено 840 человек.

По выборочным результатам анкетирования установлено, что основным видом транспорта, на котором перемещаются 69 % опрошенных, является маршрутное такси.

Анализ показал, что около 61% предпочитают и в последующем использовать услуги маршрутного такси, 39% предпочли бы автобусы. Это объясняется тем, что в последние 20 лет пассажиры в основном для перемещения используют маршрутные такси.

Однако, необходимо отметить, что в связи с увеличение количества маршрутных такси образуется серьезная нагрузка на транспортную систему города. Поэтому становится очевидным, что необходимо сбалансировать использование в городе подвижного состава разной вместимости.

Несмотря на то, что общее отношение жителей к сложившейся ситуации с пассажирскими перевозками в городе удовлетворительное, имеется довольно много претензии к качеству осуществляемых перевозок. Например, много претензий у пассажиров к санитарному состоянию транспортных средств. Автомобильные транспортные средства общего пользования часто бывают грязными как снаружи, так и внутри салона. Почти 87 % пассажиров не ощущают должного комфорта при осуществлении перемещения в маршрутном такси, так пассажиры отмечают низкий потолок в маршрутных такси («Газелях»), зачастую салоны транспортных средств не оборудованы поручнями, недостаточно свободного места для перемещения пассажиров при посадке и высадке. Также большинство транспортных средств общего пользования г. Туймазы не обнародованы для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.

Также пассажиры отмечают, что не всегда надлежаще выполняется расписание и интервал движения автотранспортных средств общего пользования, а именно автобусов. Так, 47 % респондентов ссылаются на то, что в летнее время, городской общественный транспорт приходится ждать примерно 10 минут и более, и зачастую пропускать его в связи с загруженностью салона. В зимнее время ситуация усугубляется, интервал движения значительно увеличивается и резко возрастают проблемы с передвижением в часы пик.

Из всех опрошенных 75 % пассажиров не удовлетворены состоянием остановочных пунктов, причем 55% отмечают полное отсутствие оборудованных остановочных пунктов, вследствие чего пассажиры должны либо заранее узнать место остановки городского транспорта общего пользования, либо вовсе отказаться от его использования и воспользоваться услугами частных извозчиков.

На имеющихся оборудованных остановках отсутствуют таблички с информацией о номере маршрута, времени первого и последнего рейсов, интервалах движения. Большинство опрошенных пассажиров находят информацию о необходимом маршруте с помощью специальных надписей в транспортных средствах, что не очень удобно. Очевидно, что и на остановках должна быть размещена информация о маршрутах и интервалах движения.

Для осуществления качественного обслуживания пассажиров городским общественным транспортом, транспортные средства должны иметь следующие характеристики: комфортабельность проезда, высокая скорость передвижения, возможность перевозки багажа, достаточное отопление, вентиляция салона, хорошая обзорностью местности, шумоизоляция, отсутствие задымленности.

Очевидно, что на сегодняшний день, не все транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки в городе Туймазы отвечают указанным требованиям. Однако, обновление парка транспортных средств должно способствовать увеличению провозных возможностей предприятий и повышению их конкурентных преимуществ.

В настоящее время состояние сферы пассажирских перевозок в городе Туймазы характеризуется низким качеством, неэффективным функционированием, а главное неудовлетворенностью большинства потребителей. Поэтому крайне важным представляется выявление и изучение наиболее значительных проблем в области обслуживания пассажирских перевозок, а также разработка мероприятий по совершенствованию и улучшению их качества.

Проанализировав выявленные проблемы, можно определить основные причины низкого качества пассажирских перевозок в городе Туймазы. К ним можно отнести следующие:

— отсутствие стандартов качества в сфере пассажирских перевозок;
— недостаток денежных средств в сфере обновления подвижного состава;
— недостаточно проработанная программа обновления транспортных единиц;
— неэффективная система контроля над перевозчиками по выполнению требований к организации пассажирских перевозок.

Повышение качества пассажирских перевозок автотранспортными средствами во внутригородском сообщении должно производиться с учетом:

‒ повышения качества оказываемых услуг в первую очередь в отношении наиболее отстающих показателей с целью выравнивания уровня всех характеристик качества относительно друг друга (выравнивание оценок качества по различным показателям);
‒ обеспечения первоочередного повышения качества услуг по направлениям, соответствующим текущей социальной, экономической, технико-технологической и градостроительной конъюнктуре (актуализация важнейших направлений качества);
‒ наличия в распоряжении заказчика перевозок ресурсов, направляемых на обеспечение деятельности перевозчиков и других исполнителей государственных контрактов (реальность изменений качества).


Список литературы

  1. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества [Электронный ресурс] // Электронный фонд научно-правовой и технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51004-96 (дата обращения: 27.04.2017).
  2. ГОСТ 30596-97 Услуги транспортные. Термины и определения [Электронный ресурс] // Электронный фонд научно-правовой и технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200000872 (дата обращения: 27.04.2017).
  3. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, № 46, ст. 5555.
  4. Распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Транспорт России. -№ 11, 13. — 19.03.2017.
  5. Доклад Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2016 год, целях и задачах на 2017 год и плановый период до 2019 года» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации: Режим доступа: http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=37557
  6. Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. — М., 2016. — 112 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/transp-sv16.pdf
  7. Спирин И.В. Перевозки пассажиров городским транспортом: Справочное пособие для специалистов / И.В. Спирин. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 413 с