ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ВО ВНУТРИГОРОДСКОМ СООБЩЕНИИ
№6,
Технические науки
Ризванова Марина Ивановна
Ключевые слова: ПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТ; ВНУТРИГОРОДСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ; КАЧЕСТВО ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК; ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК; PASSENGER ROAD TRANSPORT; INNER-CITY PASSENGER TRANSPORTATION; PASSENGER TRANSPORTATION QUALITY; PROBLEMS OF PASSENGER TRANSPORTATION QUALITY.
Жизнь современного человека невозможно представить без активного передвижения в пространстве. При этом человек использует все возможные способы передвижения: от самостоятельного передвижения до транспортных перевозок. Обеспечивая основные потребности населения, пассажирские перевозки играют важную роль в социальной и экономической жизни общества. Современный водный, воздушный и наземный пассажирский транспорт осуществляет перевозку людей, их ручной клади и багажа в различных сообщениях и на любые расстояния. Одним из наиболее распространенных видов наземного транспорта в современном мире является автомобильный транспорт. Именно он занимает ведущее место в перевозках пассажиров, в том числе и во внутригородском сообщении. Высокая конкурентоспособность пассажирских перевозок автомобильным транспортом объясняется его доступностью, повышенной маневренностью и мобильностью, повышенной степенью комфортности поездок и автономностью движения по сравнению с иными видами транспорта. Поэтому, не случайно, что доля пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в общем объеме пассажирских перевозок составляет более 60% (табл. 1).
Вид транспорта | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Автомобильный | 23001 | 16374 | 13434 | 13305 | 12766 | 11587 | 11554 | 11523 | 11072 |
Трамвайный | 7421 | 4123 | 2079 | 2004 | 1928 | 1629 | 1551 | 1478 | 1397 |
Троллейбусный | 8759 | 4653 | 2206 | 2152 | 2051 | 1735 | 1803 | 1616 | 1483 |
Метрополитенный | 4186 | 3574 | 3294 | 3351 | 3446 | 3491 | 3437 | 3336 | 3312 |
Железнодорожный | 1419 | 1339 | 947 | 993 | 1059 | 1080 | 1076 | 1025 | 1040 |
Морской | 1,1 | 1,3 | 1,5 | 1,3 | 1,1 | 0,5 | 6,9 | 9,6 | 13 |
Внутренний водный | 28 | 21 | 16 | 14 | 13,5 | 13 | 13 | 13 | 13 |
Воздушный | 23 | 37 | 59 | 66 | 76 | 86 | 95 | 94 | 89 |
Всего | 44854 | 30128 | 22036 | 21887 | 21374 | 19625 | 19544 | 19122 | 18418 |
Анализ данных, приведенных в табл. 1 показал, что несмотря на уменьшение автомобильных пассажирских перевозок в 2016 году по сравнению с 2000 годом почти в 2 раза, в России по числу перевезенных пассажиров данный вид перевозок, как в 2016 году, так и на протяжении последних 15 лет занимает лидирующую позицию среди иных видов транспорта общего пользования. Так, автомобильным транспортом в 2016 году в России было перевезено 11072 млн. пассажиров, метрополитеном втрое меньше — 3312 млн. пассажиров, троллейбусным транспортом в 10 раз меньше — 1483 млн. пассажиров.
Общая оценка состояния и перспектив развития пассажирских автомобильных перевозок в России были сформулированы в докладе Министра транспорта РФ «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2016 год, целях и задачах на 2017 год и плановый период до 2019 года» опубликованный 05 апреля 2017 года.
В соответствии с данным докладом в 2016 году в сложившихся макроэкономических условиях при сохранении неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры наметилось снижение негативных тенденций в части пассажирских перевозок.
Пассажирооборот транспорта общего пользования составил в 2016 году по данным Росстата 511,4 млрд. пасс./км (98,1% к уровню 2015 г.). Подвижность населения на транспорте общего пользования снизилась в 2016 году на 2,2% к уровню 2015 года и составила 3,5 тыс. пасс./км на 1 человека. Динамика пассажирооборота и транспортной подвижности населения обусловлена снижением деловой активности и реальных располагаемых доходов населения (94,1% к уровню 2015 г.).
В 2016 году в структуре пассажирооборота транспорта общего пользования увеличилась доля автомобильного транспорта (на 0,3 п.п. к уровню 2015 г.).
Динамика перевозок пассажиров и пассажирооборота транспорта общего пользования представлена на рис. 1 [5]:

Рис. 1. Динамика перевозок пассажиров и пассажирооборота транспорта общего пользования, % к 2015 году
В 2016 году автобусным транспортом общего пользования перевезено 11,1 млрд. пассажиров (98,1% к уровню 2015 г.) и выполнен пассажирооборот в размере 116,6 млрд. пасс./км (99,0% к уровню 2015 г.).
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров в автобусах учитываются по видам сообщения [3]:
— городские перевозки — перевозки, которые осуществляются на маршрутах в пределах черты города (другого населенного пункта);
— пригородные — перевозки, которые осуществляются за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно;
— междугородные — перевозки, которые осуществляются за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров. В междугородные перевозки включаются внутриобластные, которые осуществляются на маршрутах, проходящих в пределах одной области, края, республики в составе России, межобластные — на маршрутах, проходящих по территории двух и более субъектов Российской Федерации.
— международные — перевозки между Россией и странами СНГ и между Россией и странами дальнего зарубежья.
Структура перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по видам сообщения за 2000-2015 гг. представлена в табл. 2.
Вид сообщения | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Городское | 83,26 | 82,11 | 79,2 | 79,8 | 80,6 | 82,7 | 83,5 | 84,5 |
Пригородное | 15,93 | 16,42 | 18,9 | 18,5 | 17,8 | 16,0 | 15,3 | 14,4 |
Междугородное | 0,79 | 1,45 | 1,9 | 1,7 | 1,6 | 1,3 | 1,2 | 1,1 |
Международное | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,01 | 0,02 | 0,02 |
Таким образом, в долевом соотношении наибольшее число пассажиров перевозится во внутригородском сообщении (79,2-84,5%), второе место по массовости приходится на перевозки в пригородном сообщении (14,4-18,9%). В совокупности внутригородские и пригородные перевозки охватывают более 98% поездок пассажиров, выполняемых на транспорте общего пользования.

Рис. 2. Структуру внутригородских перевозок пассажиров по России за 2016 год
По данным рис. 2 видно, что в структуре внутригородских перевозок пассажиров около половины поездок выполняется с использованием пассажирских автобусов.
В связи с вышеизложенным, первостепенное значение для изучения проблем развития и совершенствования перевозок пассажиров имеют проблемы качества пассажирских перевозок во внутригородском сообщении.
Под качеством транспортного обслуживания пассажиров в научном обороте понимают совокупность свойств перевозочного процесса и системы перевозок пассажиров, обусловливающих соответствие их нормативным требованиям [7]. Определение качества как совокупности характеристик предопределяет оценку качества транспортной услуги по совокупности показателей, отражающих различные свойства услуги.
В свою очередь, свойства процесса и системы транспортного обслуживания определяются объективной особенностью уровня организации и осуществления перевозок пассажиров и проявляются при удовлетворении транспортных потребностей пассажиров.
Показатель качества – объективный измеритель степени проявления свойства. В зависимости от степени проявления свойства показатель принимает то или иное значение.
В России качество услуг транспортного обслуживания определяется действующими стандартами ГОСТ Р 51004-96 Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества [1] и ГОСТ 30596-97/ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения [2]. В них выделяется три основные группы показателей качества: безопасность перевозок, регулярность движения, комфортность поездок, сохранность багажа. ГОСТ Р 51004-96 содержит описание требований к управлению процессами оказания услуги, собственно к процессу оказания услуги и результату оказания услуги. При оценке результата оказания услуги учитываются следующие свойства услуги: 1) информативность; 2) комфортность; 3) скорость; 4) своевременность; 5) сохранность багажа; 6) безопасность.
31 января 2017 г. вступило в силу распоряжение Министерства транспорта РФ № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный стандарт устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения. В соответствии с данным стандартом к показателям качества относятся [4]:
— доступность (территориальная доступность остановочных пунктов; доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения; доступность транспортных средств для маломобильных групп населения; ценовая доступность поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов; частота обслуживания остановочных пунктов);
— надежность (соблюдение расписания маршрутов регулярных перевозок);
— комфортность (оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров; уровень шума в салоне транспортных средств; температура в салоне транспортных средств; соблюдение норм вместимости; количество пересадок; экологичность).
Проблемы обеспечения качества пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в городском сообщении рассмотрены на примере города Туймазы Республики Башкортостан.
Город Туймазы расположен на западе Республики Башкортостан, в Приуралье, на Бугульминско-Белебеевской возвышенности и правобережье реки Усень. Является значимым республиканским культурным, промышленным и научным центром, шестым городом в Башкортостане и столицей Туймазинского района.
Всего в городе на 01.03.2017 зарегистрировано 7 автобусных маршрутов, перевозки по которым осуществляют следующие перевозчики: ФЛ ТуймазинскоеАТП ГУП «Башавтотранс» (основной перевозчик), ИП Самигуллин Ф.Р., ИП Вахитов Р.Р., ИП Балянов В.В., ИП Каримова А.А.
Для выявления отношения пассажиров к качеству пассажирских перевозок в г. Туймазы был проведен опрос пассажиров, который проводился на промышленных предприятиях, вузах, организациях и непосредственно в общественном транспорте в г. Туймазы. Всего было опрошено 840 человек.
По выборочным результатам анкетирования установлено, что основным видом транспорта, на котором перемещаются 69 % опрошенных, является маршрутное такси.
Анализ показал, что около 61% предпочитают и в последующем использовать услуги маршрутного такси, 39% предпочли бы автобусы. Это объясняется тем, что в последние 20 лет пассажиры в основном для перемещения используют маршрутные такси.
Однако, необходимо отметить, что в связи с увеличение количества маршрутных такси образуется серьезная нагрузка на транспортную систему города. Поэтому становится очевидным, что необходимо сбалансировать использование в городе подвижного состава разной вместимости.
Несмотря на то, что общее отношение жителей к сложившейся ситуации с пассажирскими перевозками в городе удовлетворительное, имеется довольно много претензии к качеству осуществляемых перевозок. Например, много претензий у пассажиров к санитарному состоянию транспортных средств. Автомобильные транспортные средства общего пользования часто бывают грязными как снаружи, так и внутри салона. Почти 87 % пассажиров не ощущают должного комфорта при осуществлении перемещения в маршрутном такси, так пассажиры отмечают низкий потолок в маршрутных такси («Газелях»), зачастую салоны транспортных средств не оборудованы поручнями, недостаточно свободного места для перемещения пассажиров при посадке и высадке. Также большинство транспортных средств общего пользования г. Туймазы не обнародованы для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
Также пассажиры отмечают, что не всегда надлежаще выполняется расписание и интервал движения автотранспортных средств общего пользования, а именно автобусов. Так, 47 % респондентов ссылаются на то, что в летнее время, городской общественный транспорт приходится ждать примерно 10 минут и более, и зачастую пропускать его в связи с загруженностью салона. В зимнее время ситуация усугубляется, интервал движения значительно увеличивается и резко возрастают проблемы с передвижением в часы пик.
Из всех опрошенных 75 % пассажиров не удовлетворены состоянием остановочных пунктов, причем 55% отмечают полное отсутствие оборудованных остановочных пунктов, вследствие чего пассажиры должны либо заранее узнать место остановки городского транспорта общего пользования, либо вовсе отказаться от его использования и воспользоваться услугами частных извозчиков.
На имеющихся оборудованных остановках отсутствуют таблички с информацией о номере маршрута, времени первого и последнего рейсов, интервалах движения. Большинство опрошенных пассажиров находят информацию о необходимом маршруте с помощью специальных надписей в транспортных средствах, что не очень удобно. Очевидно, что и на остановках должна быть размещена информация о маршрутах и интервалах движения.
Для осуществления качественного обслуживания пассажиров городским общественным транспортом, транспортные средства должны иметь следующие характеристики: комфортабельность проезда, высокая скорость передвижения, возможность перевозки багажа, достаточное отопление, вентиляция салона, хорошая обзорностью местности, шумоизоляция, отсутствие задымленности.
Очевидно, что на сегодняшний день, не все транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки в городе Туймазы отвечают указанным требованиям. Однако, обновление парка транспортных средств должно способствовать увеличению провозных возможностей предприятий и повышению их конкурентных преимуществ.
В настоящее время состояние сферы пассажирских перевозок в городе Туймазы характеризуется низким качеством, неэффективным функционированием, а главное неудовлетворенностью большинства потребителей. Поэтому крайне важным представляется выявление и изучение наиболее значительных проблем в области обслуживания пассажирских перевозок, а также разработка мероприятий по совершенствованию и улучшению их качества.
Проанализировав выявленные проблемы, можно определить основные причины низкого качества пассажирских перевозок в городе Туймазы. К ним можно отнести следующие:
— отсутствие стандартов качества в сфере пассажирских перевозок;
— недостаток денежных средств в сфере обновления подвижного состава;
— недостаточно проработанная программа обновления транспортных единиц;
— неэффективная система контроля над перевозчиками по выполнению требований к организации пассажирских перевозок.
Повышение качества пассажирских перевозок автотранспортными средствами во внутригородском сообщении должно производиться с учетом:
‒ повышения качества оказываемых услуг в первую очередь в отношении наиболее отстающих показателей с целью выравнивания уровня всех характеристик качества относительно друг друга (выравнивание оценок качества по различным показателям);
‒ обеспечения первоочередного повышения качества услуг по направлениям, соответствующим текущей социальной, экономической, технико-технологической и градостроительной конъюнктуре (актуализация важнейших направлений качества);
‒ наличия в распоряжении заказчика перевозок ресурсов, направляемых на обеспечение деятельности перевозчиков и других исполнителей государственных контрактов (реальность изменений качества).
Список литературы
- ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества [Электронный ресурс] // Электронный фонд научно-правовой и технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51004-96 (дата обращения: 27.04.2017).
- ГОСТ 30596-97 Услуги транспортные. Термины и определения [Электронный ресурс] // Электронный фонд научно-правовой и технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200000872 (дата обращения: 27.04.2017).
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, № 46, ст. 5555.
- Распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Транспорт России. -№ 11, 13. — 19.03.2017.
- Доклад Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2016 год, целях и задачах на 2017 год и плановый период до 2019 года» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации: Режим доступа: http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=37557
- Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. — М., 2016. — 112 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/transp-sv16.pdf
- Спирин И.В. Перевозки пассажиров городским транспортом: Справочное пособие для специалистов / И.В. Спирин. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 413 с