УДК 339.972

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ

№28,

Экономические науки

Прошукина Елена Андреевна


Научный руководитель: Фукс Е.Н., кандидат экономических наук.


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ; ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ; СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ; МАРКИРОВКА; СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ; CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS; CUSTOMS SERVICE; DEVELOPMENT STRATEGY; TRACEABILITY SYSTEM; MARKING; COMPARATIVE ANALYSIS.


Аннотация: В данной статье рассматривается совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров в условиях функционирования Евразийского экономического союза и в соответствии со Стратегиями развития таможенной службы России. Проведен сравнительный анализ Стратегии развития таможенной службы России 2020 и Стратегии развития таможенной службы России 2030, на основании которого определены перспективные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в условиях становления цифровой таможни.

В настоящее время совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ТКПВТ) является одним из приоритетных направлений развития таможенных органов. Для того, чтобы данные направления модернизировались, таможенной службой России разрабатываются Стратегии развития на определенный период времени. На данный момент существуют две Стратегии развития таможенной службы России – Стратегия 2020, результаты реализации которой можно увидеть уже сейчас, и Стратегия 2030, устанавливающая новые целевые ориентиры. Проведем сравнительный анализ ключевых направлений развития таможенного контроля после выпуска товаров в этих документах.

Распоряжение от 28 декабря 2012 г. № 2575-р Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» выделяло две цели развития ТКПВТ:

  • создать условия для предотвращения деятельности по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), а также их дальнейшего обращения на территории Российской Федерации;
  • создать систему непрерывного контроля, чтобы сократить время совершения таможенных операций и формирования благоприятных условий для развития внешней торговли [1].

Данная Стратегия, по нашему мнению, предполагала полную модернизацию таможенного контроля после выпуска товаров, начиная с нормативно-правовой базы. Это доказывается задачами, поставленными перед таможенными органами для достижения вышеуказанных целей.

Например, такие задачи, как совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей ТКПВТ, её унификация в рамках таможенного законодательства ЕАЭС; модернизация информационной базы ТКПВТ, которая позволит принимать обоснованные решения о планировании проведения таможенных проверок и об эффективном выборе объектов для осуществления таможенного контроля, основанном на анализе полученной в результате накопления и обобщения имеющейся у таможенных органов информации, а также на категорирования участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) [1]. Создание методологической базы ТКПВТ на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности подразумевают под собой полную модернизацию системы таможенного контроля после выпуска товаров [1].

Такое решение неотъемлемо связано с созданием единого экономического пространства – Евразийского экономического союза. Подтверждается это следующей задачей – развитием международного взаимодействия таможенных служб государств-членов ЕАЭС в целях модернизации таможенного законодательства ЕАЭС, унификации порядка применения разных форм таможенного контроля, организации и проведения скоординированных таможенных проверок подразделениями ТКПВТ [1].

Индикативными показателями развития данного направления стали:

  • доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых в том числе на основании результатов применения системы управления рисками и категорирования участников внешнеэкономической деятельности, в общем количестве таможенных проверок (с 15,3 процента в 2012 году до 70 процентов к 2020 году);
  • результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Планировалось, что данный показатель поднимется с 72 процентов в 2012 году до 85 процентов к 2020 году, по факту результативность таможенных проверок в 2019 году составила 92%, а во втором квартале 2020 года – 97,6%.

Переходным этапом от Стратегии 2020 к Стратегии 2030 стала Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, утвержденная решением Коллегии ФТС России 27 мая 2017 года.

В ней были представлены промежуточные результаты, которых достигли таможенные органы в области ТКПВТ.

С 2013 года таможенными органами были пересмотрены подходы к системе организации таможенного контроля после выпуска товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе и при таможенном контроле товаров, которые находились в обороте.

Деятельность по выявлению и пресечению незаконно ввезенных товаров осуществляется на основе результатов аналитической работы подразделений ТКПВТ, подразделений экономического блока с учетом данных из подразделений правоохранительного блока, а также сведений, предоставляемых ФНС России, и другими государственными контролирующими органами и крупными бизнес-сообществами.

Таможенная служба России создала условия для перераспределения административной нагрузки с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в отношении участников ВЭД, которые отнесены к низкому уровню риска.

Важным направлением оптимизации проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении лиц с низким риском нарушения таможенного законодательства выступает создание технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений [2].

Кроме того, в 2012 году в структуре ФТС России создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров.

Комплексная программа дополнила и детализировала цели Стратегии 2020 года. Приоритетные направления развития ТКПВТ этой Программы были разделены нами на четыре группы.

В первую группы вошли такие ориентиры, как создание механизма прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, а также развитие института маркировки товаров в целях исключения применения проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, способствующих проведению эффективного таможенного контроля, в том числе у лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами; создание единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации. Хочется отметить, что система прослеживаемости товаров стала одним из механизмов таможенного и налогового администрирования.

В рамках реализации данного направления в настоящий момент активно внедряется обязательная маркировка отдельных групп товаров: шубы, табачные изделия, лекарства, фототовары и др. В таблице 1 представлены группы товаров, в отношении которых будет внедрена обязательная маркировка.

Таблица 1

Даты вступления обязательной маркировки отдельных групп товаров

Наименование группы товаров Код ТН ВЭД ЕАЭС Дата вступления обязательной маркировки
Табачная продукция 2402 01.07.2020
Шубы   01.06.2019
Обувные товары 6401

6402

6403

6404

6405

01.07.2020
Лекарства   01.07.2020
Духи и туалетная вода 3303 00 01.10.2020
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки 9006

(кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0)

01.10.2020
Шины и покрышки пневматические резиновые новые 4011 10 000 3

4011 10 000 9

4011 20 100 0

4011 20 900 0

4011 40 000 0

4011 70 000 0

4011 80 000 0

4011 90 000 0

01.11.2020
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи 4203 10 000 01.01.2021
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек 6106 01.01.2021
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков 6201 01.01.2021
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек 6202 01.01.2021
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 6302 01.01.2021
ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Молоко и молочная продукция   20.01.2021 определенные. группы, 01.10.2021 все
Кресла-коляски   ?
Велосипеды   ?
Питьевая упакованная вода   ?
Пиво и пивные напитки   ?

Вторая группа объединила в себе задачи по улучшению существующих направлений. Совершенствование созданных инструментов, направленных на обеспечение полноты собираемости таможенных и иных платежей с учетом перераспределения административной нагрузки по таможенному контролю в отношении добросовестных участников ВЭД с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров. Совершенствование системы профилактики правонарушений в таможенной сфере и совершенствование взаимодействия ФТС России и ФНС России при создании единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей.

Третья группа посвящена модернизации непосредственно самого таможенного контроля: стандартизация проверочной деятельности, в том числе с учетом использования международного опыта в области пост-аудита, и минимизация применения количества форм контроля с одновременным повышением их эффективности.

В четвертой группе собраны ориентиры по развитию информационных технологий таможни: развитие информационно-программных средств и автоматизация выбора объектов контроля, а также процессов (функций) для целей осуществления контроля после выпуска товаров.

Результативность осуществления целей и выполнения задач отражена в итоговых докладах и отчетности таможенных органов, а также в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

В результате принятия данных документов в Стратегии 2030 указано, что одним из важных итогов предшествующей Стратегии выступает внедрение единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации. Под таким механизмом подразумевается система документальной прослеживаемости товаров. Соглашение «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза», заключенное 31.05.2019, было ратифицировано в Российской Федерации 02.12.2019. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» с 01 июля по 31 декабря 2020 г. на территории Российской Федерации проводится соответствующий эксперимент. На ФНС России возложены обязанности оператора информационной системы в рамках эксперимента.

В период с 2012 по 2020 гг. таможенными органами обеспечен качественно новый уровень таможенного контроля после выпуска товаров:

  • внедрен риск-ориентированный подход к выбору объектов таможенного контроля;
  • увеличилась эффективность проверочных мероприятий при одновременном снижении их количества;
  • снижена административная нагрузка на добросовестных участников ВЭД и уполномоченных экономических операторов на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров при помощи разработки и внедрения технологий, которые позволяют обеспечить смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров;
  • обеспечено эффективное взаимодействие с иными государственными органами;
  • созданы подразделения таможенных органов, которые осуществляют в целях защиты внутреннего рынка контроль обеспечения запрета или ограничения осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении каких-либо экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, а также осуществляющие контроль за ввозом и оборотом товаров, ввезенных незаконно либо с нарушениями установленных требований [3].

Первым целевым ориентиром таможенной службы к 2030 году выступает полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов. В первую очередь, предполагается цифровая трансформация технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных.

Несмотря на то, что снижение административной нагрузки на добросовестный бизнес является результатом ТКПВТ уже в 2020 году, оно продолжает быть целевым ориентиром Стратегии 2030 – предполагается внедрение новых подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы прослеживаемости товаров с учетом внедрения цифровых технологий. Кроме того, планируется расширение перечня операций, осуществляемых в ходе таможенного контроля, на этапе после выпуска товаров.

В разделе 6 Стратегии 2030 выделены новые подходы к организации ТКПВТ, в соответствии с которыми поставлены новые цели и задачи. Выделим некоторые важные, на наш взгляд, нововведения.

Во-первых, пост-контроль будет проводиться с акцентом минимизации рисков таможенных правонарушений и при помощи автоматизированных технологий, которые автоматически выбирают объект ТКПВТ.

Во-вторых, новым инструментарием таможенного контроля после выпуска товаров выступает таможенный мониторинг. Он комплексно будет оценивать отдельные категории участников внешнеэкономической деятельности на предмет уровней риска. Кроме того, проверяемые лица также смогут использовать данный инструмент для самопроверки.

В-третьих, таможенный аудит становится дополнительным инструментом ТКПВТ несмотря на то, что в Стратегии 2020 предполагалось построение методологической базы пост-контроля на его основе.

В-четвертых, в рассматриваемом документе упоминается термин «электронная таможенная проверка» — форма ТКПВТ, которая подразумевает работу с электронным документооборотом.

Также весомое количество задач в области ТКПВТ связано с развитием и расширением системы прослеживаемости товаров, например, «расширение перечня товаров, включенных в систему прослеживаемости в рамках взаимной торговли; расширение перечня субъектов, участвующих в системе прослеживаемости товаров; обеспечение и дальнейшее развитие информационного взаимодействия информационной системы таможенных органов с системой прослеживаемости товаров» [3].

Таким образом, Стратегии 2020 и 2030 являются ключевыми документами, которые отражают динамику развития таможенной службы России. Стратегия 2020 была нацелена на реформирование и адаптацию системы таможенного контроля после выпуска товаров к законодательству в рамках участия России в ЕАЭС, а Стратегия 2030 продолжает развивать направление предыдущей, но в то же время она предполагает внедрение цифровых технологий и повышение целевых показателей.

Хочется отметить, что именно сравнение вышеупомянутых документов приводит к выводу, что таможенная служба России стремительно развивается, внедряя наиболее современные технологии и инновации в свою работу.


Список литературы

  1. Распоряжение от 28 декабря 2012 г. № 2575-р Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  4. Соглашение от 29.05.2019 «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  6. Бирюкова В. Е. Анализ системы целевых индикаторов развития таможенной службы РФ на основе стратегии развития таможенной службы РФ // NOVAUM.RU. 2019. №21. С. 14-17.
  7. Левкина В.С., Струкова Д.Д. Внедрения цифровых технологий в деятельность таможенных органов // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. 2020. С. 304-306.
  8. Мантусов В.Б., Башлы П.Н. О реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в условиях цифровой экономики. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. №1 (38). С. 5-11.
  9. Шарапова Р. А. Система прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №2-2 (41). С. 194-196.