УДК 37.02

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

№28,

Педагогические науки

Юрченко Ирина Сергеевна


Научный руководитель: Толмашов А.Г., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ЗАКОН ТОЖДЕСТВА; ПОНЯТИЕ; ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ; IDENTITY LAW; NOTION; LOGICAL THINKING.


Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости применения закона тождества на уроках математики в начальной школе, а также влияние закона тождества на формирование логического мышления младших школьников.

Время идёт, всё меняется, однако, несмотря на некоторые изменения внутренние или внешние предметы и явления остаются теми же самыми, тождественными самим себе. Например, Хакасия, как известно, сначала входила в состав Красноярского края, потом стала отдельной Республикой, но она как была самобытным краем с уникальной культурой, так им и осталась. Человек остаётся человеком в любом возрасте, несмотря на внешние свои изменения. Дождь остаётся дождём, будь то мелкие капли или целый ливень. Это примеры сохранения некой идентичности.

Великий древнегреческий ученый, философ Аристотель первым сформулировал закон тождества в логике, который в настоящее время гласит, что «мысль о качественно определённом предмете, если она соответствует ему, не может не быть определённой, однозначной, тождественной себе» [1, с. 291]. То есть, любое понятие или суждение, толкование должно быть однозначным, самотождественным в рамках определенного рассуждения.

Всякие законы призваны упорядочить нашу жизнь и законы логики не исключения. Так, закон тождества призван разграничивать понятия о предметах и явлениях, для того, чтобы в речи и мыслях людей не было сумбура и каждый бы смог понимать друг друга. Когда мы не смешиваем разные понятия, не путаем разные предметы и явления между собой, в общении людей не возникает двоякой ситуации, когда мы говорим об одном, а понимают нас совсем по-другому. Можно сказать, закон тождества вносит некоторую определённость в наше сознание.

По закону тождества каждое понятие, оперируемое в речи, имеет своё общепринятое содержание и объём, которые сохраняются в процессе всего рассуждения. То есть, если в речи мы используем какое-либо понятие, то употребляем его в одном и том же значении, сколько бы раз оно нам не встречалось в процессе общения. Нельзя начинать своё рассуждение о кисти как части тела человеческого тела, а заканчивать его о кисте как о предмете, которым рисуют картины.

В жизни закон тождества часто нарушается. Это может происходить как преднамеренно для искажения информации, так и случайно из-за малограмотности человека. Поэтому учителям начальной школы стоит уделить отдельное внимание закону тождества, чтобы речь младших школьников была логичной, лаконичной, информативной. Чтобы согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образованию, младшие школьники научились устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, а также строить свои собственные рассуждения. На основе данных умственных действий у младших школьников идёт формирование логического мышления.

С. Г. Яковлева отмечает: «Мышлению младшего школьника присущ синкретизм, проявляющийся как тенденция связывать между собой разнородные явления без достаточных на это оснований. У младших школьников интенсивно развиваются, перестраиваются мыслительные процессы, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению. Однако в суждениях и рассуждениях не прослеживается четкой структуры, ему сложно выразить вербально возникающие во внутреннем плане мысли. Рассуждения младших школьников часто не соответствуют требуемой структуре…» [3, с. 226].

Чтобы младшие школьники в процессе рассуждения не подменяли одну мысль другой, а понятия использовались в одном и том же значении, учителю нужно проводить специальную работу. Использовать можно фрагменты из детской литературы, интересные анекдоты, загадки, в которых встречается закон тождества. Очень много примеров можно взять из книг Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

« ̶ Времени у меня не было, ̶ подтвердил Грифон. ̶ Зато я получил классическое образование.
̶ Как это? ̶ спросила Алиса.
̶ А вот как, ̶ отвечал Грифон. ̶ Мы с моим учителем…уходили на улицу и целый день играли в классики. Какой был учитель! Сейчас таких уже нет.
̶ Настоящий классик! ̶ со вздохом сказала Квази» [4, с. 25].

Очевидно, что высказывания собеседников не тождественны, значит, нарушен закон тождества. Герои фрагмента книги оперируют тремя различными понятиями:
̶ классическое образование (изучение греческого и латинского языков, древней истории и др.);
̶ игра;
̶ классик (творческий человек, оказавший заметное влияние на развитие культуры и др.).

Интересные примеры можно брать, например, из хакасских литературных произведений, где из контекста учащиеся должны понять содержание и объём того или иного понятия, а также суть самого предложения.

Например, хакасская народная сказка «Как мальчик заставил смерть на себя работать»:
1. «Раз старик худой, значит, бедный, ̶ подумал мальчик, ̶ зачем бедного человека жизни лишать?» [5, с. 29]. Слово «бедный» употребляется в значении малоимущий или в значении несчастный, жалкий.
2. « ̶ Совсем меня боги решили уморить» [5, с. 30]. Выделенное курсивом слово употребляется в значении довести до смерти или в значении рассмешить?

Таким образом, если учитель знакомит детей с основными законами правильного мышления хотя бы на уровне представлений о них, в частности, с законом тождества, то у младших школьников формируется логическое мышление. Они меньше будут допускать логических ошибок, неправильных умозаключений. Вместе с этим формируется умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи и аналогии.


Список литературы

  1. Иванов Е. А. Логика: учеб для студентов юрид. вузов и фак. ̶ Изд. 3-е, перераб. и доп. ̶ М.: Волтерс Клувер, 2007. ̶ 416 с.
  2. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 классов Абакан. 2001.
  3. Яковлева С. Г. Развитие у младших школьников логических суждений в процессе освоения учебного материала: Автореф. дис. канд. пед. наук. ̶ М., 2002. ̶ 18 с.
  4. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=2663&page=25 (дата обращения: 27.11.2020).
  5. Хакасские народные сказки / предисл., пер. Б. И. Балтер ̶ Абакан: Красноярское книжное издательство, Хакасское отделение, 1986. – 141 с.