УДК 339.544

ПРОВЕДЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ

№28,

Экономические науки

Чаадаев Ярослав Андреевич


Научный руководитель: Вербицкая Ю. Н., к.э.н., Российская таможенная академия, г. Люберцы.


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ; ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ; CUSTOMS CONTROL; INTERNATIONAL MAILINGS; E-COMMERCE.


Аннотация: Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, тем, что изменения, произошедшие в российской экономике в условиях глобальной мировой интеграции, касающиеся социально-экономического развития общества, привели к увеличению частоты перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза посредством международных почтовых отправлений, что стало возможным благодаря активному развитию электронной торговли.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), к международным почтовым отправлениям относятся посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза (далее – ВПС), сопровождаются документами, предусмотренными актами ВПС, пересылаются за пределы таможенной территории Союза из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза.


Рис. 1 Виды международных почтовых отправлений [1]

Аналитический обзор представленных данных свидетельствует о значительном увеличении объемов международных почтовых отправлений, оформленных таможенными органами в 2016, 2017 и 2018 годах. Если в 2015 году было оформлено почти 128 млн. штук, то в 2016 году эта цифра превысила 225 млн. штук, в 2017 году объем увеличился до 273 млн штук, а в 2018 значительно возрос объем оформленных таможенными органами МПО – с 273 млн. штук в 2017 году до более 340 млн. штук в 2018 году. Однако в 2019 году объем оформленных таможенными органами МПО незначительно сократился – – с 340 млн. штук в 2018 году до 332 млн. штук в 2019 году.

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, производится с использованием пассажирской таможенной декларации, декларации на товары или, если в отношении товара не установлены меры запретов и ограничений и не подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, а именно:
– таможенной декларации формы CN 22, CN 23;
– сопроводительного адреса CP 71;
– бланка-пачки CP 72;
– бланка E1 (при таможенном декларировании международных почтовых отправлений, содержащих логотип EMS).

Таможенные операции в отношении товаров, содержащихся в МПО, осуществляются в местах (учреждениях) международного почтового обмена на территории Российской Федерации, закрепленных приказом Минфина России № 274н, Минкомсвязи России от 18.12.2018 № 715 «Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минфина России и Минкомсвязи России от 31 марта 2017 г. № 54н/162 [6].

В свою очередь приказом Минфина России от 15.05.2019 № 70н «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза международных почтовых отправлений и пересылаемых в них товаров» устанавливается перечень специализированных таможенных органов, чьи полномочия ограничиваются исключительно компетенцией на совершение таможенных операций в отношении МПО и пересылаемых в них товаров.

Статья 317 ТК ЕАЭС установлено, что при осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в МПО, назначенные операторы почтовой связи предъявляют такие товары таможенному органу. Однако аэрограммы, почтовые карточки, письма и отправления для слепых предъявляются таможенному органу на основании его требования при наличии достаточных оснований полагать, что в отношении пересылаемых товаров установлены запреты и ограничения [3].

Помимо этого, если международное почтовое отправление поступило в ММПО в поврежденном виде, либо с изменением в весе, либо с испорченным вложением или без вложения и без необходимых сопроводительных документов, то оно предъявляется таможенным органам с приложением оформленного назначенным оператором почтовой связи документа, установленного актами Всемирного почтового союза.

При проведении таможенного досмотра в отношении МПО акт таможенного досмотра оформляется лишь в том случае, если он будет использоваться таможенными органами при совершении таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля.

Письмом ФТС России от 30.09.2016 № 14-36/49569 «О действиях должностных лиц при выявлении случаев пересылки контрафактных товаров в МПО» установлен алгоритм осуществления таможенного контроля должностными лицами таможенных органов, если обнаруживается факт перемещения в МПО контрафактных товаров. При этом важно отметить, что признание товаров контрафактными не относится к компетенции таможенных органов [7].

В связи с этим, если в ходе проведения таможенного контроля товаров в МПО, предназначенных для личного пользования физическими лицами, выявляются товары, обладающие признаками контрафактных, то установление факта пересылки в МПО товаров с нарушением требований Всемирной почтовой конвенции осуществляется должностными лицами таможенных органов при взаимодействии с правообладателями ОИС, которые включены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Руководствуясь принципами ст. 324 ТК ЕАЭС, должностные лица таможенного органа проверяют документы и сведения, а также уведомляют в электронной форме правообладателей с обязательным приложением копии акта таможенного досмотра и фотоматериалов с высокой степенью детализации, которые должны содержать изображения как самого товара и товарного знака, так и этикеток, ярлыков, отражающих информацию об изготовителе товара и месте его производства [2].

В настоящее время институт таможенного контроля международных почтовых отправлений на территории Российской Федерации имеет ряд недостатков, решение которых предполагает внедрение информационных технологий, позволяющих сократить время совершения таможенных операций и повысить эффективность таможенного контроля.

Для оценки технических ресурсов и возможностей таможенных органов в части сокращения совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, необходимо решить следующие задачи:
‒ реализация технологии удаленного контроля с целью принятия решения о выпуске МПО или запрете на выпуск;
‒ введение автоматизированной системы распознавания рентгенографических снимков товаров, перемещаемых в МПО, с целью выявления возможного нарушения таможенного законодательства и последующего таможенного контроля в форме досмотра;
‒ синхронизация программных средств, используемых АО «Почта России» и ФТС России в местах международного почтового обмена (ММПО);
‒ определение перечня признаков, позволяющих однозначно отнести товары, перемещаемые в МПО, к товарам для коммерческого использования.

Возможным вариантом решения проблем, связанных с неверным заполнением сопроводительных документов и перемещением запрещенных и ограниченных к пересылке товаров, является обязательство администрации стран-членов Всемирного почтового союза «обеспечить подробное и полное описание отправителями содержимого МПО в сопроводительных документах и указывать стоимость каждого предмета путем своевременного и достоверного информационного обмена почтовыми и таможенными службами государств». Кроме того, сокращение числа существующих проблем возможно благодаря предоставлению физическим лицам, отправляющим или получающим МПО, соответствующих памяток, в которых будет указана вся необходимая информация.

Особое внимание следует обратить на создание механизма обмена предварительной электронной информацией между почтой и таможней и совершенствование системы управления рисками (СУР) в отношении перемещения товаров при трансграничной интернет-торговле за счет разработки автоматизированных профилей рисков на основе анализа предварительной информации, содержащей сведения, относящиеся к МПО. В СУР должна быть включена информация обо всех заинтересованных сторонах (продавцы, покупатели, перевозчики) и данные, полученные в результате сотрудничества между другими государственными органами и частным сектором при формировании канала перемещения безопасных товаров.

Таким образом, вопросы совершенствования таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых в МПО, требуют повышенного внимания в условиях возрастающих объемов электронной торговли. Нормативную правовую базу, регламентирующую порядок совершения таможенных операций и контроля в отношении МПО, следующих в адрес физических лиц, необходимо обновить с учетом мировых тенденций и текущей ситуации в сфере современной интернет-торговли. Такие инструменты регулирования внешней торговли товарами, как предварительное информирование МПО, хорошо налаженная система управления рисками, в том числе при подаче предварительной информации, установление методических рекомендаций по определению предназначения товара или количества однородной продукции, с которого начинается коммерческая партия, ускорит совершение таможенных операций и повысит эффективность проводимого таможенного контроля.


Список литературы

  1. Всемирная почтовая конвенция (г. Дохе, 11.10.2012 г.) // СПС «Гарант».
  2. Таможенный кодекс Евразийского Экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL – http://pravo.gov.ru/.
  3. Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL – http://pravo.gov.ru/.
  4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета.
  5. Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» // Российская газета.
  6. Приказ Минфина России № 274н, Минкомсвязи России от 18.12.2018 № 715 «Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минфина России и Минкомсвязи России от 31 марта 2017 г. N 54н/162» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL – http://pravo.gov.ru/.
  7. Письмо ФТС России от 30.09.2016 № 14-36/49569 «О действиях должностных лиц при выявлении случаев пересылки контрафактных товаров в МПО» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL – http://pravo.gov.ru/.
  8. Курбатова А.П. Международные почтовые отправления как угроза для экономической безопасности России // Сборник научных трудов международной научно–теоретической конференции. 2017. с. 123-12
  9. Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/