УДК 339.544

ЗАЩИТА ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

№28,

Экономические науки

Шемякин Никита Андреевич


Научный руководитель: Вербицкая Ю. Н., к.э.н., Российская таможенная академия, г. Люберцы.


Ключевые слова: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА; ТАМОЖЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ; ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; INTELLECTUAL PROPERTY; INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS; THE CUSTOMS REGISTER OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY; CUSTOMS CONTROL.


Аннотация: Для осуществления ввоза товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности необходимо получить разрешение на использование такого объекта от правообладателя, необходимым условием получения которого выступает выплата лицензионных платежей, которые ведут к повышению таможенной стоимости таких товаров, а, следовательно, и размера таможенных платежей. В связи с этим многие импортеры пренебрегают данной нормой права и ввозят контрафактные товары, нарушая исключительные права правообладателя. Только за 3 квартала 2020 года было ввезено 8,9 млн контрафактных товаров, которые принесли материальный ущерб в размере около 20 млн. рублей. Поэтому таможенным органам необходимо совершенствовать инструменты по защите товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности в условиях роста международной торговли такими товарами.

Гражданское законодательство Российской Федерацией под интеллектуальной собственностью понимает результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которым на территории Российской Федерации предоставляется правовая охрана.

На интеллектуальную собственность признаются интеллектуальные права, которые включают в себя исключительные права (имущественные права), личные неимущественные и иные права [3].

Согласно ст.327 Федерального закона от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности только в отношении:
– товаров, содержащих объекты авторских прав;
– товаров, содержащих объекты смежных прав;
– товаров, содержащих товарные знаки;
– товаров, содержащих наименования мест происхождения товаров [16].

Стоит также отметить, что таможенные органы защищаются только исключительные права (имущественные права) на выше перечисленные объекты интеллектуальной собственности [4].

Условиями применения мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности является помещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенной процедуры уничтожения и специальной таможенной процедуры и включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ЕТРО-ИС) или в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС). Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допускает применение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, которые не включены в ЕТРОИС или ТРОИС.

Таможенные органы вправе применять следующие меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (рис.12)


Рис. 1 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляемые таможенными органами

Первая мера – это приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в ТРО-ИС/ЕТРОИС. Данная мера закреплена в статье 124 ТК ЕАЭС и статьей 112 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ.

Условиями применения такой меры являются:
1. Обнаружение признаков нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности;
2. Включение объекта интеллектуальной собственности в ТРО-ИС/ЕТРОИС.
3. Помещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности под таможенную процедуру, кроме таможенной процедуры таможенного транзита, таможенной процедуры уничтожения и специальной таможенной процедуры.

По запросу правообладателя срок приостановления выпуска товаров может был продлен, но не более, чем на 10 рабочих дней. Условием продление срока приостановления выпуска товаров являются:
1. Подача соответствующего заявления правообладателем или его представителем в таможенный орган.
2. Обращения в уполномоченный орган за предоставлением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, максимальный срок приостановления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в ТРО-ИС/ЕТРОИС, равен 20 рабочим дням [1].

Выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, возобновляется:
1. В таможенный орган поступило заявление от правообладателя или его представителя об отмене такой меры.
2. Объект интеллектуальной собственности исключен из ТРОИС/ ЕТРОИС.

Законодательство Российской Федерации о таможенном деле предусматривает приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в ТРОИС/ЕТРОИС. Данная правовая норма закреплена в статье 113 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ.

Условиями приостановления срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которые не включены в ТРО-ИС/ЕТРОИС являются:
1. Обнаружение признаков нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности.
2. Предоставление правовой охраны объекту интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации.
3. Наличие информации о правообладателе или его представителе на территории Российской Федерации.
4. Помещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности под таможенную процедуру, кроме таможенной процедуры таможенного транзита, таможенной процедуры уничтожения и специальной таможенной процедуры.

Выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в ТРОИС/ЕТРОИС приостанавливается на 7 рабочих дней по решению начальника таможенного органа.

По истечении 7 рабочих дней и при отсутствии обращений правообладателя или его представителя в таможенный орган срок выпуска товаров возобновляется [4].

Второй мерой по защите прав на объекты интеллектуальной собственности является ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государствами-члена Союза и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Включение товарного знака, наименования мест происхождения товаров, объектов авторских и смежных прав в ТРОИС ФТС России позволяет должностным лицам таможенных органов приостанавливать выпуск товаров на срок до 20 рабочих дней. Стоит отметить, что Единый ТРОИС ЕАЭС в настоящее время находится в стадии разработке и начнет полноценно функционировать с 2022 года.

Последней мерой, которую могут применять ДЛ ТО, для защиты прав на объекты интеллектуальной собственности – это привлечение к административной ответственности лиц, которые нарушили права правообладателя на объекты интеллектуальной собственности.

Согласно п. 12, ч. 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) должностные лица таможенных орган имеет право составлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренных в частности ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 14.10 КоАП РФ [6].

В рамках таможенного контроля товаров, содержащих объемы интеллектуальной собственности, существует ряд проблем, которые снижают эффективность таможенного контроля. Данные проблемы могут быть решены ниже представленными способами.

Необходимо унифицировать объекты интеллектуальной собственности, которые будут включаться в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза. Согласно Соглашению о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенного союза в ЕТРОИС могут быть включены только те объекты интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана во всех государства-членах. Для организации качественной борьбы с ввозом контрафактных товаров необходимо исключить данную правовую норму и создавать ЕТРОИС путем объединения национальных таможенных реестров государств-членов, исключая повторяющиеся объекты интеллектуальной собственности. Тем самым товарные знаки, которые имеют правовую охрану на территории Российской Федерации будут защищаться на всей таможенной территории Союза, что исключит возможность ввоза контрафактной продукции через иные государства-члены.

Для повышения эффективности работы системы управления рисками в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (УТОВиЭК) совместно с Аналитическим управлением ФТС России необходимо разработать проекты общероссийских профилей риска в отношении наиболее известных товарных знаков. Также Региональные таможенные управления могут разработать проекты региональных профилей риска, учитывая специфики таможен. Мера по минимизации рисков могут быть предложены таможенный досмотр, взятие проб и образцов, проведение таможенной экспертизы. В случае, если проект профиля риска содержит меры по минимизации рисков, связанные с отбором проб и образцов товаров, а также с проведением таможенной экспертизы или исследований должностными лицами Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, то проект профиля риска должен быть согласован с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением либо его региональными подразделениями.

Для повышения эффективности таможенного контроля Главному информационно-техническому управлению ФТС России и УТОВиЭК ФТС России следует создать программное средство, в который будут загружены изображения товарных знаков из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности ФТС России. Данное программное средство будет призвано сравнить изображение из ТРОИС с изображением, которое нанесено на товаре в качестве товарного знака. Исходное изображение товарного знака будет загружаться должностным лицом отдела обеспечения контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности в программное средство при включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России. Изображение товарного знака или знака, схожего до степени смешения с товарным знаком, нанесенным на товаре будет загружаться должностным лицом таможенного поста фактического контроля или сканироваться при помощи камеры. Результатам такого сравнения должен стать акт проведения сравнения, который в процентном соотношении должен указать степень схожести двух изображений, что в дальнейшем будет являться основанием для приостановления срока выпуска.

Также должностных лиц таможенных органов следует наделить правом возбуждать уголовные дела по части 1 и части 2 статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации при условии, что признаки преступления выявлены таможенным органом. Таким образом, должностное лицо сможет сразу при выявлении признаков нарушения составить постановлении о возбуждении уголовного дела и направить его для проведения дознания и неотложных следственных действий в правоохранительные отделы таможенных органов. Данное изменение ускорит процесс уголовного судопроизводства, даст возможность более оперативно начать проведение следственных мероприятий и изучение доказательств.

Для решения имеющихся проблем в рамках таможенного регулирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности необходимо использовать инструменты международного взаимодействия и внутриведомственного взаимодействия таможенных органов, а также современные информационные таможенные технологии.

Проанализировав процесс таможенного контроля и совершения таможенных операций в отношении объектов интеллектуальной собственности были выявление недостатки, которые препятствуют должному исполнению должностными лицами таможенных органов обязанность по обеспечению их правовой защиты. К таким недостаткам относятся: несовершенство права Евразийского экономического союза в области интеллектуальной собственности, различия между государствами-члена в понятиях объекта интеллектуальной собственности, отсутствие новых профилей риска и разработки специальных программных средств. Федеральная таможенная служба России совместно с таможенными службами государств-членов и Евразийской экономической комиссией должна оперативно решить появившиеся проблемы для недопущения роста ввоза контрафактной продукции как на территории Российской Федерации, так и таможенную территорию ЕАЭС.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL – http://pravo.gov.ru/.
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL – http://pravo.gov.ru/.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL – http://pravo.gov.ru/.
  4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL – http://pravo.gov.ru/
  5. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / кол. авт.; под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.
  6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс] // URL – http://customs.ru/.