УДК 342

СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№28,

Юридические науки

Лутенко Елена Викторовна


Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ; СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ; КОНСТИТУЦИЯ; СТРУКТУРА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; THE EXECUTIVE; THE EXECUTIVE GOVERNMENT; THE CONSTITUTION; THE STRUCTURE OF EXECUTIVE AUTHORITIES.


Аннотация: В статье рассмотрена система исполнительной власти в Российской Федерации, анализируется структура исполнительной власти. В статье рассматривается значимость органов исполнительной власти на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, обладающим республиканской формой правления [1]. При этом государственная власть в стране разделяется на такие виды, как: законодательная, исполнительная и судебная. Под системой федеральных органов исполнительной власти понимается комплекс органов государственной власти, которые характеризуются наличием взаимосвязи и взаимозависимости, который формирует целостное единство при реализации исполнительной власти на территории Российской Федерации [6].

Система и структура органов исполнительной власти РФ прежде всего, состоит в том, что в особой важности этого элемента политического и в целом государственного взаимодействия не только внутри страны, но и при защите интересов государства на международном уровне.

Принятие Конституции РФ 1993 г. и конкретизирующих ее законодательных актов Российской Федерации не позволило сразу сформировать в стране действенный механизм реализации управленческих функций в условиях разделения властей.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации представляет собой — совокупность органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система органов исполнительной власти имеет вертикальную и горизонтальные уровни, а также оперативное управление общественными процессами.

Структура федеральных органов исполнительной власти РФ — это перечень всех федеральных органов исполнительной власти РФ [2].

Условием и важным фактором, способствующим реализации исполнительной властью своей общественной миссии, выступает системность ее организации и функционирования. Данная ветвь власти материализуется в деятельности специальных субъектов, которые составляют систему ее органов, функционирующих на центральном и местном уровнях, и представляют собой механизм государственной исполнительной власти.

Изучению системы органов государственной исполнительной власти и их структуры посвятили свои работы такие ученые, как Л.В. Акопов, Н.Н. Бочарова, В.Г. Вишняков, С.Г. Гусева, Д.В. Карпухин, Т.Я. Коняхина, В.В. Лазарев, М.А. Лапина, Ж.И. Овсепян, В.А. Савельева, А.П. Скворцова, А.А. Степанова, К.В. Черкасов и многие другие. Однако единое определение понятий «система органов государственной исполнительной власти» и «структура органа государственной исполнительной власти» в юридической науке по настоящее время отсутствует.

Конституция РФ содержит следующие положения, определяющие систему и структуру органов государственной исполнительной власти:
− государственная власть в РФ, согласно ст. 10 Конституции РФ, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;
− исполнительную власть РФ, согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ, осуществляет Правительство РФ;
− установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации;
− Председатель Правительства РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Федеративным устройством Российской Федерации по Конституции источником власти и носителем суверенитета является народ, осуществляющий власть непосредственно и опосредованно через государственные органы и органы самоуправления. Федеративное устройство Российской Федерации, основанное на государственной целостности, единстве системы власти, является первостепенным для функционирования всего государства с разграничением предметов и полномочий между органами власти по субъектам.

Государственная власть включает законодательную, исполнительную и судебную [1]. По субъектам федерации имеется разделение власти, выстроенной по вертикали, с разграничением предмета ведения равноправных субъектов, являющихся территориальными единицами, для которых гарантируется местное самоуправление в рамках полномочий по сферам и различным областям. В государственной системе регионы имеют свою исполнительную и судебную власть, собственное законодательство, по два представителя в Совете Федерации [4].

Конституция Российской Федерации является основным законом и правовой платформой для регулирования системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [3].

Опираясь на научное понимание системы как целостного множества элементов, системой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации Климовская М.К. называет совокупность организационных позиций и целостных конструкций, с помощью которых построены виды исполнительных органов государственной власти субъекта России [5].

Демидов М.В. под системой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации понимают комплекс или совокупность организационно выстроенных и объединенных видов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации [4].

Следует отметить, что не имеется единого федерального закона, который однозначно регулирует систему органов исполнительной власти в регионе. Аналитики, юристы и эксперты считают, что назрела необходимость принятия федерального закона, в соответствии с которым будет регулироваться система исполнительной власти, что исключит имеющиеся пробелы в сфере правового регулирования системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации [8].

Таким образом, дальнейшее развитие федеральных органов исполнительной власти на территории Российской Федерации должно осуществляться за счет формирования оптимальной организационной структуры, а также за счет обеспечения высоких качественных показателей исполнительной власти [6].

Таким образом, систему органов государственной исполнительной власти можно определить как совокупность структурных элементов государственного аппарата, объединенных по признаку предназначения проводить в жизнь законы и подзаконные нормативные акты в рамках установленной компетенции, действующих на профессиональной основе и имеющих собственную структуру, наделенных согласно действующему законодательству обязанностями и правами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций, выступающих по поручению государства, выражающих его обязательные повеления и обладающих исключительным правом применения мер государственного принуждения. В систему органов государственной исполнительной власти входят:

− правительство;
− центральные (федеральные, республиканские и т. п.) органы государственной исполнительной власти (министерства, службы, агентства, инспекции, комиссии и т. п.), подчиняющиеся правительству;
− территориальные (местные) органы государственной исполнительной власти, подчиняющиеся правительству.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. № 31. ст. 4398.
  2. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрании законодательства Российской Федерации от 21 мая 2018 г. N 21 ст. 2981.
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) //Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.
  4. Демидов М.В. Законодательная и исполнительная власть субъекта Российской Федерации // Конституция как нормативно-правовая основа конституционной законности в Российской Федерации: тематическая энциклопедия. Сер. «Academia» Университет прокуратуры Российской Федерации. Москва. 2019. С. 136-138.
  5. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 47-49.
  6. Кожина А. М. Исполнительная власть: понятие, признаки, место в современном государстве / Научные записки молодых исследователей, 2014. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitelnaya-vlast-ponyatie-priznaki-mesto-vsovremennom-gosudarstve (дата обращения: 21.01.2020)
  7. Спиридонов П. Е. Современные вопросы развития системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина, 2019. – [Электронный ресурс]. (дата обращения: 21.01.2020) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-voprosy-razvitiya-sistemy-federalnyh-organovispolnitelnoi-vlasti-rossii-skoi-federatsii
  8. Фирова И.П. Основные показатели эффективности деятельности исполнительного органа государственной власти в современных условиях // Глобальный научный потенциал. 2019. № 6 (99). С. 181-184.