УДК 342

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

№28,

Юридические науки

Лутенко Елена Викторовна


Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; КОНСТИТУЦИЯ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РФ; ПРЕЗИДЕНТ; ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ; STATE AUTHORITIES; CONSTITUTION; EXECUTIVE POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION; PRESIDENT; POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: В статье рассмотрены полномочия Президента Российской Федерации, как органа законодательной, исполнительной и судебной власти, а также иные полномочия. На основе проведенного исследования формируются основные выводы о месте и роли Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти.

Органы государственной власти Российской Федерации состоят из трёх ветвей. В соответствии со статьей 94 Конституции РФ законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, которая в свою очередь состоит из двух палат, верхняя палата — Совет Федерации, состоящая из 187 членов и нижняя палата — Государственная дума, которая состоит из 450 депутатов. В статья 110 Конституции РФ поясняется, что исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации. Судебную власть, как видно из самого слова, реализуют суды Российской Федерации. Но полномочия Президента Российской Федерации мы не можем отнести к какой- либо ветви власти, они связаны со всеми сферами общественной жизни. Таким образом, Президент Российской Федерации; — не отнесен ни к одной ветви государственной власти.

В связи с тем, что на законодательном уровне Президент РФ не отнесен ни к одной ветви власти, касательно его роли в системе органов государственной власти требуется множество разъяснений, а конкретнее — толкование термина «Президент» и последовательное определение его места в системе органов государственной власти, а также разъяснение его основных функций и полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства [1]. На него не возлагаются обязанности главы исполнительной власти. Высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляющим ее единую систему, выступает Правительство Российской Федерации [2].

Конституция Российской Федерации возлагает на главу государства такие функции, которые предполагают его участие в осуществлении всех видов (форм) государственной деятельности – законодательной, исполнительной, судебной. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны, определяет в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Исчерпывающая и точная интерпретация понятия Президента РФ в законодательных актах и научной литературе в частности дает гражданам верное понимание статуса его роли как для государства, так и для населения, проживающего на его территории. К тому же, толкование понятия «Президент» наделяет такое лицо, как глава государства, довольно значимыми характерными признаками и особенностями.

Таким образом, как уже было неоднократно упомянуто, Президент Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ — это:
1. глава государства;
2. верховный главнокомандующий;
3. единственный гарант прав свободы человека и гражданина.

Данная норма Конституции РФ фактически является фундаментальной позицией для определения роли Президента РФ в системе государственного управления Российской Федерацией, ведь он занимает особое место во всей властной иерархии.

Впервые данный термин был введен в законодательный оборот в марте 1993 года. Тогда же в нормативно-правовых актах проводилась аналогия между статусами Президента РФ и главы государства, а именно — в первой Конституции Российской Федерации, вступившей в силу в 1993 году (после произошедшего распада СССР и как следствие утраты силы Конституции СССР, принятой в 1977 году). Нововведенная Конституция закрепляла смешанный тип формы правления в государстве, где котировались широкие полномочия Президента как главной фигуры страны с подчинением ему органов исполнительной власти практически полностью [3].

Рассмотрим полномочия Президента Российской Федерации. В отношении законодательной власти Президент Российской Федерации может назначать выборы в Государственной Думе и всероссийские референдумы, имеет право вносить законопроекты в Государственную Думу, может подписывать и обнародовать федеральные законы. Обнародование закона означает его официальное доведение до всеобщего сведения, которое осуществляется должностными лицами, либо компетентными органами.

В сфере исполнительной власти компетенция заключается в том, что Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, но с согласия Государственной Думы, также Президент контролирует деятельность Правительства и может председательствовать на заседаниях Правительства.

Существует взаимоотношение Президента с судебной властью. Он представляет Совету Федерации кандидатов на должность судей Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного судов, а также судей федеральных судов.

Президент должен поддерживать отношения с иностранными государствами, поэтому в области внешней политике Президент Российской Федерации может вести переговоры, имеет право подписывать международные договоры, может отзывать дипломатический представителей РФ в иностранных государствах, Президент Российской Федерации должен представлять Россию в международных отношениях, подписывает ратифицированные грамоты (это акт, который свидетельствует об утверждении международного договора).

В области государственной и военной безопасности Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, а также он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. К компетенции Президента Российской Федерации входит введение военного положения на всей территории страны или в отдельных местностях, но Президент должен сразу сообщить об этом Федеральному Собранию.

Также полномочия Президента Российской Федерации связаны с вопросами гражданства. Это такие вопросы, как прием в гражданство иностранных граждан или лиц без гражданства, выход из гражданства, разрешение двойного гражданства, также решает вопросы о восстановлении гражданства и предоставлении политического убежища.

Президент совместно с органами исполнительной власти решает вопросы по правовому регулированию и руководству основными сферами жизнедеятельности социума и государства. Вместе с главой государства, исполнительно-распорядительную деятельность в сфере исполнительной власти осуществляют Правительство, федеральные министерства и иным федеральные органам исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации [4].

Анализ полномочий Президента Российской Федерации в исполнительной власти показывает, что глава государства осуществляет верховное управление в административно-политической сфере жизнедеятельности государства. Он полностью определяет формирование, организацию работы и результаты деятельности исполнительной власти в указанной сфере. Правительство Российской Федерации выступает в основном носителем высшей исполнительной власти в экономической и социальной сферах, организует управление ими. Но поскольку состояние государства во многом определяется уровнем развития экономики и социального согласия между различными группами населения в обществе, Президент Российской Федерации в этих сферах обладает целым рядом координационных и контрольных полномочий.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. № 31. ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5712; 2004, № 45, ст. 4376; 2007, № 10, ст. 1147; 2010, № 5, ст. 458; 2013, № 19, ст. 2294; 2015, № 21, ст. 2979; 2016, № 41, ст. 3976.
  3. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь // М.: Юстицинформ, 2015, — 640 с.
  4. Окуньков Л.А. «Варианты взаимодействия Президента Российской Федерации с другими органами власти // Исполнительная власть: организация и взаимодействие», — Москва, 2013, — 128 с.