УДК 349.41

ПРИНЦИП ПЛАТНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

№28,

Юридические науки

Ламакин Кирилл Кириллович


Научный руководитель: Навальный С.В., доцент, кандидат юридических наук.


Ключевые слова: ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ; ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ; NATURE MANAGEMENT; ENVIRONMENT; PAYMENT FOR THE USE OF NATURAL RESOURCES.


Аннотация: Одним из первостепенных факторов экономического стимулирования рационального пользования природными ресурсами выступают платежи за природные ресурсы, из которых складываются бюджетные средства. Они включают в себя плату за пользование природными ресурсами в соответствии с лимитами и отдельно – за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, а также возмещение вреда окружающей среде.

Пользование природными ресурсами состоит в их рациональном использовании, защите от разрушающих воздействий, в возмещении убытков, причиненных при использовании природопользования и т.д. Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплачивать пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с осуществлением естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является безвозмездным. Установление платы необходимо как для решения общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.

Плата за пользование природными ресурсами разрешает экологические задачи, нацеленные на эффективное использование ресурсов природы. Это гарантирует материальную заинтересованность природопользователей. Они больше заботятся о сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей позволяет получить дополнительные средства для охраны окружающей среды и поддержанию ее естественного состояния[1].

Размеры платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и прочие виды негативного воздействия находятся в ведении органов государственной власти Российской Федерации и предусмотрены ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[2].

Плата за пользование природными ресурсами установлена ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Взыскания включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[3].

Следует обратить внимание на то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей, которые подлежат зачислению в бюджет государства. В таблице 1 представлены данные по использованию капитала, нацеленного на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов[4].

Таблица 1

Основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в РФ.

 

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Всего 81914 89094 95662 116543 123807 158636 151788 139677 154042 157651 175029
из них на охрану:
атмосферного воздуха 23242 26127 27882 34626 41196 55587 40120 40340 60199 65475 70250
водных ресурсов 39219 46025 46610 52420 59505 76315 78962 67469 66496 62750 71805
земель 11045 9340 13785 19888 13802 14540 15703 12228 10216 10011 12158

Принцип, предусматривающий возмещение оплаты за природопользование, содержится в основополагающих принципах экологического права. Все платежи в этой области основаны на разделении природопользования на позитивное и негативное. Исходя из этого, отличается понятие платы за пользование природными ресурсами и возмещение отрицательного воздействия на природу. Платежи за природные ресурсы состоят из платы за право пользования природными ресурсами и за их воспроизводство и охрану. Плата за право пользования природными ресурсами направлена на осуществление прав собственника (государства или частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты.

Другим способом оплаты за пользование природой является введение штрафов и прочих санкций за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Санкциями облагается несанкционированное складирование отходов, разрушительная для почвы обработка земель, загрязнение почвы, воздушной и водной среды токсичными материалами свыше допустимых норм[5].

В мае 2020 г. на предприятии «Норильского Никеля» один из резервуаров с дизтопливом на норильской ТЭЦ-3 был поврежден вследствие резкой просадки опор фундамента, что стало причиной утечки примерно 21 тысячи тонн горючего. Нефтепродукты попали в водоемы, что привело к введению режима ЧС. Был нанесен существенный вред окружающей среде. Этот случай наглядно иллюстрирует возмещение вреда за загрязнение окружающей среды. Представители предприятия полагают, что эксплуатация оборудования в условиях вечной мерзлоты послужила главной причиной аварии[6].

Росприроднадзор оценил ущерб окружающей среде почти в 148 миллиардов рублей. «Норникель» усомнился в методике расчета и провел собственную экспертизу, которая показала значение в несколько раз меньшее — 21,4 миллиарда рублей[7]. Ведомство потребовало от «Норникеля» добровольного возмещения ущерба. Возбуждено несколько уголовных дел, ведется следствие.

Однако опрошенные ТАСС эксперты сомневаются в том, что реальная компенсация достигнет такой суммы. «Вполне возможно, что сумма ущерба, которую компания в итоге возместит, будет значительно меньше. Сумма, озвученная Росприроднадзором, беспрецедентно высокая для российского природоохранного законодательства и является существенной для «Норникеля»», — отметил вице-президент, старший кредитный эксперт агентства Moody’s Денис Перевезенцев.

По словам старшего директора Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Максима Худалова, речь пока идет не о штрафе, а лишь о сумме ущерба. «Есть версия, что часть компенсации будет зачтена за счет средств «серного проекта» (экологическая программа «Норникеля», предусматривающая сокращение суммарных выбросов диоксида серы на предприятиях Заполярного филиала компании), который сопоставим по стоимости. Помимо этого, расчет ущерба с большой вероятностью будет оспорена в судебном порядке, поскольку сумма значительно превышает экспертные оценки», — замечает Худалов[8].

Размеры платежей за пользование природными ресурсами вводятся для хозяйствующих субъектов государством. Формы платы могут быть установлены органами местного самоуправления при прямом участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, устанавливающие таксы за природопользование, могут повышать коэффициенты по экологии[9].

Определение размера вреда окружающей среде, наступившего вследствие нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, производится исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, учитывая понесенные убытки, в том числе упущенную выгоду, а также согласно проектам рекультивационных и других восстановительных работ, при их отсутствии согласно таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденным органами исполнительной власти, ответственными за государственное управление в сфере охраны окружающей среды[10]. Платежи за пользование недрами регламентируются ст. 39 Федерального закона «О недрах»[11]. При этом отличается плата за разовое и регулярное пользование, за получение геологических сведений, добычу полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы определены гл. 25.2 Налогового кодекса РФ[12]. В гл. 13 Лесного кодекса РФ предусмотрены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда[13]. Платежи за использование животного мира регламентируются ст. 52 Федерального закона «О животном мире»[14]. При этом принимается во внимание не только пользование фауной, но и нерациональность, а также превышение лимита пользования.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды регламентируется ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды»[15]. На основании судебного решения или решения арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств согласно проекту восстановительных работ[16].

Таким образом, принцип платности и возмещения вреда основывается на экономико-правовом механизме, регулирующем природопользование и охрану окружающей среды. Любое пользование природными ресурсами и окружающей средой является платным. Под пользованием природными ресурсами следует понимать их изъятие из окружающей среды, а также выбросы и сбросы в окружающую среду и размещение отходов. Возмещение вреда окружающей среде производится в полном объеме. Порядок компенсации вреда регламентируется положениями гражданского и экологического законодательства[17].


Список литературы

  1. Васильцова, В.М. Экономика природопользования (для бакалавров) / В.М. Васильцова. — М.: КноРус, 2019. — 479 c.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды».
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды».
  4. https://rosstat.gov.ru/folder/11194
  5. Боголюбов, С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. Учебник / С.А. Боголюбов, Е.А. Позднякова. — Москва: Гостехиздат, 2019. — 396 c.
  6. https://ria.ru/20201028/avariya-1581936903.html
  7. https://rg.ru/2020/09/10/rosprirod№adzor-podal-isk-k-kompa№ii-№or№ikelia-№a-1478-mlrd-rublej.html
  8. https://tass.ru/eko№omika/8905565
  9. Колесников, Е. Ю. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Ю. Колесников, Т. М. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 469 с.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146.
  11. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
  12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117.
  13. Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200.
  14. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52 «О животном мире»
  15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды».
  16. Астафьева, О. Е. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды / О.Е. Астафьева, А.В. Питрюк. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 272 c.
  17. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.