ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ
№6,
Психологические науки
Лавринец Екатерина Алексеевна
Ключевые слова: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ; ПОДРОСТКИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ; НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ; СПОРТИВНАЯ ШКОЛА; СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ; SOCIAL PSYCHOLOGICAL ADAPTATION; TEENAGERS FROM MIGRANT FAMILIES; NEW LIVING CONDITIONS; SPORTS SCHOOL; SUPPORT OF TEENAGERS ATHLETES.
В условиях современной действительности одной из наиболее актуальных и остро обозначенных проблем становится проблема эффективной социальной поддержки и защиты различных социальных групп населения. Очевидно, что особое внимание в проблеме миграции следует уделять решению вопросов социально-психологической адаптации, как взрослых, так и детей. Подростки из семей мигрантов – особая группа. Травматические факторы миграции лишают подростков стабильного, безопасного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития, нарушая процесс формирования и становления личности. Миграционный поток иностранных граждан на территорию Республики Хакасия из года в год увеличивается и возрастает доля детей из категории социально незащищенных семей мигрантов. Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, главной из которых считается адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы образования. В исследованиях было доказано, что у подростков из семей мигрантов имеются серьезные трудности, связанные с адаптацией к новым условиям проживания и вхождении в новую культурную среду Республики Хакасия. Это проявляется в низком уровне самопринятия и непринятии других людей, в использовании неконструктивных стратегий самоутверждения, таких как самоподавление и самоотрицание. Находясь в окружении незнакомых людей, принадлежащих к другой культуре, подростки из семей мигрантов испытывают отрицательные эмоции, которые усиливаясь подростковым кризисом, проявляются в перечисленных особенностях дезадаптации [3]. Незначительную часть мигрантов составляют спортсмены, многие из которых желают продолжать заниматься спортом в России. В связи с этим появляется проблема адаптации подростков-спортсменов из семей мигрантов в социуме и в спортивной среде, в частности. Анализ литературных источников показал отсутствие исследований, посвященных изучению социально-психологической адаптации подростков-спортсменов из семей мигрантов. Поэтому обозначенная проблема вызывает необходимость ее изучения.
Регулярное занятие спортом может способствовать развитию как высокого, так и низкого уровня социально-психологической адаптации. И личностные особенности адаптированных спортсменов в силе характера, самоуверенности, способности добиваться своей цели, высоком самоконтроле, интернальном локусе контроля и склонности доминировать в межличностных отношениях. Для спортсменов со сниженными показателями социально — психологической адаптации характерна повышенная импульсивность, они в большей степени нуждаются в поддержке со стороны других людей [2].
В новой социально — культурной среде у подростка появляются проблемы, связанные с незнанием русского языка, культурными особенностями российского общества, неготовностью их заниматься в спортивных секциях, зачастую они способствуют его дезориентации в обществе и психологическому кризису, который может привести к неблагоприятным последствиям. Внешние факторы, к которым относятся социальные институты общества, могут помочь ему сформировать собственное отношение к социальной реальности, они определяют его последующее поведение. Спортивные школы является объектом, в рамках которого также проявляются все проблемы подростка-спортсмена. Они является площадкой, на которой нередко происходят всевозможные так называемые конфликты культур между спортсменами коренного населения и мигрантами [1].
Социально-психологическая адаптация подростка – спортсмена из семьи мигрантов понимается как комплексный феномен, описывающий условия, среду, стратегии вхождения подростка в социальную ситуацию спортивного процесса. Это сложный многогранный процесс, который затрагивает как внутренние психологические механизмы и потенциал подростка, так и внешние, связанные с его взаимодействием с рядом социальных институтов. Развитие важных для успешной социально-психологической адаптации личностных особенностей у подростка-спортсмена может существенно повлиять на использование более адаптивных стратегий совладающего поведения, формирование лидерских качеств. Поэтому необходима программа социально-психологического сопровождения подростков-спортсменов из семей мигрантов на этапе их адаптации к проживанию в республике Хакасия.
Список литературы
- Барканова О.В., Петрищев В.И. Особенности социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С.151-159.
- Лейман Ю.С., Пфау Т.В. Личностные особенности, спосбствующие социально-психологической адаптации юношей-спортсменов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 2. С. 152-158.
- Пфау Т.В., Пастухова Е.В. Особенности социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов, проживающих в Республике Хакасия //Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 5-4. С. 125-128.