УДК 342

СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ

№28,

Юридические науки

Чудецкая Анна Васильевна


Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ, ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВЫИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ; FINANCIAL SANCTIONS, FINANCIAL REGULATIONS, FINANCIAL RESPONSIBILITY, FINANCIAL PENALTIES.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие «финансовые санкции», приводятся различные точки зрения на содержание понятия, рассматриваются основные виды санкций и специфика их применения.

Финансовые санкции — это ограничительные меры, применяемые к физическим или юридическим лицам в целях ограничения их деятельности и оказания на них давления и влияния. Эти ограничительные меры включают, помимо прочего, финансовые санкции, торговые санкции, ограничения на поездки или ограничения гражданской авиации.

Впервые термин «финансовая санкция» был использован в п. 8 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 № 943-1 «О государственной и налоговой службе РСФСР». Первое упоминание финансовой ответственности на законодательном уровне было в Указе Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» [7].

В доктрине понятие финансово-правовых санкций появилось уже в 1940г. Впервые в России данный термин упоминался в учебном пособии под редакцией М.А. Гурвича, так под финансово-правовыми санкциями понималось наложение ареста на бюджетный счет или временное ограничение его пользования [4].

Финансово-правовые нормы — это основные элементы финансового права. Санкции — это последствия несоблюдения финансово-правовых норм. К ним относится нарушение установленных норм использования, распределения и формирования денежных активов. Санкции призваны воздействовать на правонарушителей через их финансовые активы или финансово-экономическую деятельность. Государственные органы, включая Центральный банк Российской Федерации, налоговые и таможенные органы, могут самостоятельно вводить финансовые санкции. В некоторых случаях санкции могут быть наложены только по решению суда [1].

Вопрос единого подхода к пониманию финансово-правовой санкции, выделения ее видов и признания самой финансово-правовой ответственности в юридической доктрине остается на сегодняшний день полностью неизученным. Подобного рода дискуссии, которые ведутся между учеными уже более 20 лет, порождают споры о природе финансовых санкций, порядка применения этих мер воздействия.

В юридической доктрине мнения по поводу существования финансово-правовой ответственности, а, следовательно, и финансово-правовых санкций разделились: одни утверждают, что их существование неоспоримо, вторая группа заявляет обратное. При этом две противоположные позиции имеют весомые аргументы в свою защиту [6].

Стоит сказать, что легального определения финансово-правовых санкций не было установлено. Но ряд ученых трактуют этот термин по-разному, например, как считает Е.С. Белинский: «Санкция – мера наказания за нарушение правовой нормы. В отличие от санкции, которая, в этом смысле, пребывает в статическом состоянии, без движения, ответственность – более широкое понятие, чем входящая в нее санкция, находится в динамике и представляет собой реализацию, фактическое применение правовой нормы»[5]. Из этого следует, что финансово-правовая санкция – это мера ответственности, которая наступает за несоблюдение субъектами финансовых правоотношений установленных законом предписаний, и выражается, как правило, в определенных ограничениях для правонарушителя.

Из выявленного определения следует, что главной целью применения мер финансово-правовой ответственности является предупреждение финансовых правонарушений, а также, в случае совершения нарушения в данной сфере общественных отношений, возмещение ущерба финансовым интересам государства. Второстепенной целью выступает наказание нарушителя финансово-правовых норм.

На сегодняшний день в РФ на законодательном уровне финансово-правовые санкции закреплены в Налоговом Кодексе РФ [2] , Бюджетном кодексе РФ [3], В Федеральном Законе о банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, также предусмотрены в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, и т.д.

Можно выделить следующие виды финансово-правовых санкций.

1. правовосстановительные санкции (предусматривают восстановление нарушенного права), т.е. направлены на устранение вреда, причиненного противоправным деянием, в отношении финансовых интересов государства.
2. карательные (штрафные) санкции – осуществляются путем воздействий на правонарушителя, которые выражены для него в определенных ограничениях, с целью исправления и наказания, а также последующего предотвращения нарушений. Например, статья 116 Налогового кодекса, закрепляет: «Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей» [7].

Денежные средства, изъятые у нарушителей финансового законодательства в качестве санкций, преимущественно подлежат зачислению в соответствующие государственные денежные фонды в качестве налоговых доходов (к примеру, налоговые санкции), что позволяет сделать вывод о фискальной направленности исследуемых мер ответственности.

Такие санкции имеют целью восстановить нарушенные права государственной собственности или заставить их выполнить свои финансовые обязательства. К таким санкциям относятся пени. В соответствии со статьей 75 налогового законодательства Российской Федерации под пеней понимается сумма денег, которую должен уплатить налогоплательщик, если причитающиеся налоги или сборы уплачиваются позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах. Функция пени состоит в том, чтобы компенсировать государству и обществу ущерб, а именно ущерб, понесенный им в связи с несвоевременной уплатой налогов, сборов, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д [7].

Важно совершенствовать финансово-правовые нормы и порядок их применения, так как систематизация финансово-правовых санкций устранит пробелы в законе, а также позволит избежать дублирования в правовых нормах. Также нужно улучшить процесс финансового контроля для предотвращения финансово-правовых нарушений.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ ( ред. от 03.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 31. 1998. ст. 3824.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. ст. 3823.
  4. Административное право: Учебник для вузов/Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — С 352.
  5. Белинский Е.С. К вопросу о правовой природе ответственности по налоговому законодательству // Хозяйство и право. 1995. № 8. С. 111.
  6. Мусаткина А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2004. — С. 24.
  7. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — С. 156.